23 декабря в Самарском областном суде был оглашен приговор Александру Сапожникову, который, по версии следствия, в прошлую новогоднюю ночь убил и расчленил 29-летнего Александра Щербинина, а также нанес травмы его возлюбленной Анне С.. Перед тем, как зачитать вердикт, обвиняемому предоставили право сказать свое последнее слово. Произнося свою речь подсудимый в очередной раз заявил, что стал жертвой обстоятельств и во всем виновата девушка.
Последнее слово Сапожникова:
- В жизни я руководствовался тремя правилами, которые помогли мне дожить до этого возраста. Первым правилом было — когда бьют беги, дают бери. Второе правило мне сказал дядя еще в детстве, очень хорошее правило. Никогда нельзя брать в руки нож для того, чтобы даже пугать человека, потому что в конечном итоге он может воспринять это не правильно, твоим же ножом тебя и убьет. Что, кстати, и доказал, товарищ Щербинин. Ну и третье правило было — не делай зла другим, в конце концов это вернется тебе и твоим детям. Моим детям - этот вопрос меня больше затрагивал, мне то ладно. Я прошу прощения у родителей Щербинина. Я не хотел делать с его телом того, что я сделал и уничтожать улики, но так получилось. Хотя психолог говорит, что это было в состоянии шока, но меня это лично не удовлетворяет и, я считаю, не оправдывает. Потому за это кляну себя каждую минуту и, наверное, буду корить все оставшееся время, что мне осталось. Я надеюсь не очень много. Мои родители - в принципе, я не жил с ними никогда, я жил с бабушкой - ну мать, я насколько знаю, прожила до 60 лет. Отец — до 62. Так генетически, если бы я дожил до 65 в нормальных условиях — это бы было большой удачей. Но там, куда я отправлюсь — не курорт, так что я думаю, мне и этого не будет дано. Тем более при том сроке, который запрашивает прокурор — это является однозначной дорогой в один конец - смерть. Ну, скорей всего, я не буду этот вопрос долго затягивать, потому что в лагере, я считаю, не жизнь, а медленная агония, потому что люди там не умирают, они задыхаются. Когда я сумел донести до своих детей, как все было на самом деле, и они узнали правду, меня, в принципе, здесь уже ничего не задерживает. Я пытался сделать две попытки — одна неудачная в УВС, таблеток мало оказалось, всего 17 штук, вторая — в СИЗО, но там очень быстро сработали оперативники.
Перед С. я извиняться не могу, потому что, как она была главной в этом деле, так и осталась. Я могу только пожелать ей, чтобы последствия этого вреда, что она причинила мне и Щербинину, сказывались на ней и на ее потомках всю жизнь. За каждую цену надо платить. Всякое зло, это как выстрел из ружья. Стреляешь злобой, но потом тебе отдача.
Я прошу учесть то, что до этого никогда ничего подобного не совершал. Никогда, никуда и нигде не привлекался. Содержал дочь, которая до сих пор требует содержания — она учится. Я раскаиваюсь в том, что я пытался, ну совершил преступление — пытался скрыть то, что там произошло. Ну и в том, что у меня были железки, причем незаконные. В этом я виноват полностью. У меня все, ваша честь.
В ходе выступления судья Михаил Медведев несколько раз прерывал Сапожникова и просил его ближе к делу переходить, не отвлекаться на истории о самоубийстве и пожелания потерпевшей. Также подсудимый пытался показать судье какие-то запоздалые результаты экспертизы, но Медведев отклонил эту просьбу, так как подобные моменты нужно было заявлять раньше.
О том, что Александр Сапожников вину не признает, рассказала и государственный обвинитель, прокурор Татьяна Маврина.
Татьяна Маврина:
- Вину не признает, говорит, что потерпевшие обоюдно нанесли себе телесные повреждения. Он признает сам факт, что расчленил тело Щербинина с целью того, чтобы скрыть его и спрятать, с целью помочь С. избежать ответственности за совершенное преступление. Анну С. он отпустил, говорит, что все совершила она. Что с места преступления она забирала нож, хотя ни в ходе предварительного следствия, ни в ходе судебного, установлено не было, что Анна С. забирала что-то кроме своей сумки. По мнению обвинения, в деле все ясно, все понятно. В ходе судебного следствия вина Сапожникова в совершении указанного преступления полностью нашла свое подтверждение, о чем сторона обвинения высказалась в прениях. Потерпевшая явиться не смогла по состоянию здоровья. Ее показания оглашались в ходе судебного следствия.
Напомним, что в итоге Сапожникову назначили наказание
в виде 16 лет лишения свободы с ограничением свободы на полтора года и штрафом в размере 50 тысяч рублей в доход государства. Еще его обязали удовлетворить гражданские иски потерпевших.
Судья Михаил Медведев:
- Согласно мере назначенного наказания в виде лишения свободы, отбывать срок Сапожников будет в исправительной колонии строго режима. Срок наказания исчислять с 23 декабря 2015 года. Засчитать ему в срок наказания нахождение под стражей в период с 1 января по 22 декабря 2015 года. Меру пресечения в виде заключения под стражей до вступления приговора не изменять. Признать за потерпевшими право получать информацию о прибытии осужденного Сапожникова к месту отбывания наказания, о выездах за пределы учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, о времени освобождения из мест лишения свободы. Арест на квартиру сохранить. Также я подготовил частное постановление в адрес руководителя управления Следственного комитета по Самарской области, прокурора Самарской области Кабалоева на то, что следователи СК и должностные лица необоснованно привлекали эксперта для проведения вокалографических экспертиз и незаконно расходовали деньги на это. А экспертизы никакого значения не имели. Нужно, чтобы впредь этого не было и чтобы приняли меры.
Согласно картине преступления, собранной в ходе следствия, вкратце получается, что 31 декабря 2014 года Александр и Анна в районе 116 километра поймали машину, в которой познакомились с 54-летним Сапожниковым, находившимся на переднем пассажирском сиденье. Он пригласил молодых людей к себе в гости в квартиру дома на улице Солнечной. Влюбленные согласились. Между ними и хозяином жилплощади возникла ссора, в ходе которой осужденный убил Александра и серьезно поранил девушку, нанеся ей не менее 30 ударов ножом. Помимо всего прочего истекающую кровью Анну он
пинал ногами, говорил, что она умрет к утру, а потом посадил на такси и отправил домой. Тело парня расчленил, разложил в пакеты и два одеяла, после чего спрятал в ящики на балконе, а также кухне. 1 января в квартиру Сапожникова нагрянули стражи порядка. Мужчина был задержан. Анну таксист отвез не домой, а в больницу. Она восстанавливается до сих пор.
По данным правоохранителей, Сапожников и Щербинин были пьяны в момент инцидента. То, что потерпевшая пила спиртное, не подтвердилось.