Пастор самарской кирхи Ольга Темирбулатова: «Женщина-пастор — это экзотика»

Сегодня, 29 мая, все христиане мира — и православные, и католики, и протестанты — отмечают Вознесение Господне. Название праздника отражает суть события, которому он посвящен, — это Вознесение на Небо Иисуса Христа, завершение Его земного служения. Вознесение отмечается на 40-й день после Пасхи.

В честь этого праздника портал ProGorodSamara.ru побеседовал с пастором Евангелическо-лютеранской церкви Святого Георга в Самаре Ольгой Темирбулатовой, чтобы узнать, чем лютеранство отличается от православия, сколько в нашем городе лютеран и как женщина может стать пастором.

- Как вы стали пастором?
- Я состою в евангелическо-лютеранской общине с момента ее возрождения после долгого перерыва. В свое время именно я готовила документы для ее регистрации. Первый устав датирован 19 августа 1991 года. Хорошо помню эту дату, ведь она совпала с днем путча... Раньше в нашу общину приезжали пасторы из Германии: в России просто не было возможности получить нужное образование, так что это распространенная практика для страны. Пасторы сменяли друг друга в нашей церкви каждые 3-5 лет, но в определенный момент возникла необходимость, чтобы пастором стал российский гражданин, выходец из нашей общины, чтобы представлять ее интересы на разных уровнях. И этим человеком стала я.

- Совпадение дня официальной регистрации общины и дня путча для вас — случайность?
- Не совсем так. Я считаю, что это достаточно символично: в тот день Бог начал новую историю не только для нашей общины, но и для всей страны.

- Женщина-пастор — это нормально?
- До сих пор этот вопрос вызывает оживленные дискуссии. В традиционном понимании женщина-пастор — это экзотика. Но ряд лютеранских церквей, в том числе и в России, признает женское священство. Это имеет свое основание: например, именно женщины принесли весть о воскресении Иисуса Христа. Женщины во все времена хранили веру и передавали ее дальше. Во время и после войны, когда действовал запрет на религию, веру сохраняли именно женщины... Ну а в российской Лютеранской Церкви есть еще один фактор — это недостаток кадров. Поэтому пасторами иногда становятся женщины. Ведь кто-то же должен благовествовать.

- И вас никак не притесняют из-за того, что вы женщина?
- Нет, я не чувствую никакой ущербности в этом отношении. Когда я бываю на официальных встречах, меня представляют пастором.

- Где вы учились на пастора? И есть ли у вас обычное высшее образование?
- На пастора я училась в семинарии под Штутгартом в Германии и в России. Есть у меня и диплом вуза — я закончила политехнический институт, получила степень кандидата химических наук, планировала связать свою деятельность с преподаванием.

- В чем отличие лютеранской церкви от православной?
- Не люблю говорить об отличиях. Лучше сказать, что нас объединяет: это вера в Триединого Бога, Воскресение Иисуса Христа, у нас общая Библия, одна молитва «Отче наш», общие таинства — причастие, крещение... Но если все-таки говорить об отличии, то оно состоит, например, в форме богослужения, хотя в своей сути они одинаковы во всех христианских конфессиях. Еще в отношении к пастору: он для нас такой же грешный человек, как и все остальные. У нас нет святых, а, соответственно, нет и икон, мы не ставим свечей. Все обряды в нашей церкви бесплатны, хотя мы нуждаемся и зависим от пожертвований...

- Как вы пришли в лютеранскую веру?
- Я в нее не пришла, она досталась мне по рождению — у меня немецкие корни со стороны матери. Но крестилась я, уже, будучи взрослой.

- В чем заключается ваша работа как пастора?
- Это не работа, это образ жизни. Господь сказал: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Вот и профессия пастора в том, чтобы служить многим. Какой бы человек ни пришел, я буду с ним общаться и никому не смогу это перепоручить. Если в церковь заходит нуждающийся, я иду на склад, на кухню, ищу ему одежду и еду, выслушиваю его, думаю, чем могу помочь... Еще пастор представляет общину на уровне города, области и даже страны на выездах заграницу. А центр всей деятельности пастора — это богослужение. Оно проходит раз в неделю, по воскресеньям, в 10.00, если нет праздников: Рождества, Пасхи...

- Рождество у вас с 24 на 25 декабря, правильно?
- Да, лютеранская церковь живет по григорианскому календарю. По сути, мы отмечаем все те же праздники, иногда они даже совпадают, как, например, в этом году наша Пасха совпала с православной. Но порой разница составляет до 5 недель.

- Как проходит ваш день?
- Я встаю не очень рано - в 6.30-7.00 часов. В церковь я приходу к 9 и нахожусь здесь до тех пор, пока не переделаю все дела. Например, по вторникам в 19 часов я веду библейские занятия. А перед Рождеством и Пасхой у нас проходят музыкальные вечера, где звучат песни, орган и слово пастора...

- У вас есть хобби или на него не хватает времени?
- Мне хотелось бы иметь хобби, но времени на него действительно нет. Я увлекаюсь батиком, но рисовать удается лишь изредка, например, когда мы выезжаем с женщинами нашей общины на отдых.

- А пастору можно иметь семью, детей?..
- Не только можно, но и нужно! Если у пастора нет семьи, ему будет сложно работать в общине, которая живет по семейным правилам: здесь все друг друга знают, доверяют, интересуются делами, помогают... У меня есть дочь, она уже взрослая и сейчас живет в другом городе.

- Сколько в Самаре лютеран и кто эти люди?
- Немного, около 1000. А в общине — примерно 300 человек. Это люди разного возраста и разного пола. Преобладают женщины, но и мужчин у нас немало. Есть дети — около 20 человек, молодежь — тоже около 20, и люди постарше — это оставшиеся.

- Как они к вам обращаются?
- «Оля», «Ольга Васильевна»... У нас нет особого обращения.

- А особая одежда?
- Я надеваю особую одежду только для богослужения — это талар. В остальное время ношу обычную.

- Вы говорили о том, что в кирхе все обряды бесплатны. Можно ли у вас провести венчание, ведь в церкви очень красиво?
- Конечно, но только в том случае, когда один из будущих супругов — прихожанин нашей церкви. При этом оба должны быть христианами.

- А как стать прихожанином? Просто прийти?
- Нет, надо либо быть крещеным в нашей церкви, либо перейти из другой веры. Переход происходит так: человек должен посетить курс занятий, где ему расскажут основы вероучения различных конфессий, в чем их сходства и различия. И только потом спросят, хочет ли он принять нашу веру. Важно сначала просветить и только потом предложить выбор. Если он дает положительный ответ, то на соответствующем богослужении мы принимаем этого человека в члены нашей церкви. Но мы ни в коем случае не занимаемся прозелитизмом (деятельностью, направленной на обращение других в свою веру — прим.ред.).

- А много ли свадеб проходит в кирхе?
- За последние три года было две. Наши молодые женятся и выходят замуж за православных, а они, как правило, пересиливают.

- Меж тем, бытует мнение, что сейчас кризис веры. Вы согласны с этим?
- Скорее да, чем нет. Все-таки 70 лет запрета на веру сыграли свою роль. Сейчас мы живем среди людей, которые смешивают язычество, эзотерику и веру в Иисуса Христа. Это выражается в незнании, в библейской необразованности. Например, родные усопшего совершают множество ритуалов, чтобы он «не явился им». Что это, как не язычество? Язычество выражается и в том, что люди создали себе множество богов: это деньги, престиж... К примеру, у женщин есть настоящий фетиш — это косметика, они не могут выйти из дома ненакрашенными. Я не ханжа и сама подкрашиваюсь, но делать из этого фетиш неправильно. Удручает и общее отношение людей к церкви: они думают, что достаточно просто прочитать заученную молитву, поставить свечку, пожертвовать деньги или дать записку, чтобы за них помолились, и на этом их отношения с Богом заканчиваются. Но Бог хочет другого: Он хочет живого диалога с нами. Нам следует говорить с Ним о том, что нас волнует, что для нас важно, и тогда, возможно, мы получим ответ. Как говорится в Нагорной проповеди: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».

- То есть вы имеете в виду, что вера — это не набор заученных ритуалов и молитв?
- Конечно. Приведу яркий пример, насколько становятся важны для людей атрибуты веры, а не сама вера. Один из членов нашей общины как-то пришел ко мне в полном смятении — он потерял крестик и сильно переживал, что с этого момента у него в жизни все будет плохо. Мне стоило больших усилий донести до него, что крест — это не амулет, не он нас оберегает, а Бог.

- Что бы вы хотели изменить в Самаре?
- Я хочу, чтобы перестали гореть дома. Всего за пару недель в мае этого года в Ленинском районе, практически рядом с нашим домом, сгорело 3 дома. Мне это напоминает начало 2000-х, когда дома выжигали для застройки, а мы, жильцы, были вынуждены дежурить по ночам, чтобы предотвратить поджоги... Еще я хотела бы, чтобы изменилось отношение к старым зданиям, которые являются достопримечательностями города. Жалко и обидно смотреть, как они разрушаются. Наша кирха, весь комплекс — это памятник федерального значения, и мы знаем, как сложно его сохранять в хорошем состоянии. Но нет ничего невозможного. И я считаю, что если бы у каждого исторического здания был хозяин, как у кирхи, то ситуация была бы лучше. Кстати, в следующем году будет ровно 150 лет с момента освящения нашей церкви, это будет большой праздник. А этой осенью, в сентябре, 160-летие с момента возникновения нашей общины.

- К слову о кирхе. Как вы считаете, что красивее: католический костел, лютеранская кирха, православная церковь Святого Георгия на площади Славы или Соборная мечеть?
- Конечно же, я считаю, что кирха красивее. Она покоряет строгостью и лаконичностью форм. Плюс немаловажна функциональность. Ведь наша церковь — это место не только для прославления Бога, но для отдыха душой и телом: здесь можно посетить концерт или занятие, получить еду или одежду...

- Если бы у вас была возможность, в какой любой стране мира вы бы хотели жить?
- Альтернатива, которую я могла бы рассматривать, одна — это Германия. Но, скорей всего, я бы осталась в России. Был период в моей жизни, когда я задумывалась над тем, чтобы переехать в другой город или страну, но Бог меня не отпускает. Он выбрал для меня эту дорогу, этот город и эту работу.

- Чем вы гордитесь в жизни?
- Свои маленькие гордости должны быть у каждого человека. Но любое мое достижение — это не моя заслуга. Каких бы успехов я ни добилась, это Господь так определил.