«Предупреждаю последний раз тчк СТАЛИН»: как в советское время работали на нужды фронта

Подобных «переселений» предприятий, осуществлен...

историческая-самара.рф

Эвакуация заводов в Куйбышев во время Великой Отечественной войны – фундаментальное событие в истории города. Именно эвакуированные с западных регионов Советского Союза предприятия составили костяк послевоенного индустриального Куйбышева, сыграли важнейшую роль в превращении скромного провинциального города в один из ведущих миллионников СССР.

За годы войны Куйбышев и область превратились в крупный центр оборонной промышленности. Объем производства в области увеличился в 7 раз, а по городу – в 11.

Осенью 1941 года в город на Волге эвакуировали около 40 оборонных предприятий - в первую очередь из Москвы. Запасная столица Советского Союза приняла не только наркоматы, посольства и дипломатические миссии зарубежных стран, труппы ведущих театров, но и заводские мощности, станки и оборудование, рабочих и инженеров.

Предыстория. В августе 1940 года советское правительство приняло решение о строительстве в Куйбышеве группы оборонных заводов. Осенью 1940 года в окрестностях станции Безымянка была заложена огромная стройплощадка, на которой собирались возвести стратегические предприятия. Изначально предполагалось, что в окрестностях Куйбышева построят два авиационных завода, моторный завод и заводской аэродром, произведут работы по реконструкции и расширению Куйбышевской ТЭЦ (ныне Куйбышевская ГРЭС), завершат строительство Безымянской ТЭЦ. К этому времени в Куйбышеве возвели завод КАТЭК (ныне завод Тарасова), а неподалеку от станции Безымянка построили Самарский железнодорожный ремонтный завод (впоследствии на его территории расположился 9-й государственный подшипниковый завод (9 ГПЗ). Однако первоначальным планам не суждено было сбыться.

Вскоре после начала ВОВ под угрозой оккупации вражескими войсками оказались более 30 тысяч заводов. Им зачастую приказывали в течение 2-3 дней сняться с места и отправиться в эвакуацию. Одним из главных пунктов для развертывания оборонного производства в тылу стал Куйбышев.

Оборудование выгружалось прямо на открытые площадки и монтировалось одновременно со строительством корпусов. Дождь, слякоть, мороз – ничто не могло быть причиной остановки работ. Рабочий день во время войны составлял 11 часов, многие работали по 16-18. Уже к октябрю 1941 года в Куйбышев переехали более 20 предприятий, входящих в наркомат авиационной промышленности СССР и ранее работавших в Москве и Подмосковье, в городах Прибалтики, Украины и других западных регионах.

Подобных «переселений» заводов, осуществленных за сверхкороткие периоды времени, больше не было в мировой истории – ни до, ни после.

- В итоге на территории, первоначально предназначенной для завода под условным названием №122, в октябре 1941 года разместился перевезенный из Москвы самолетостроительный завод №1 (впоследствии ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»). Еще раньше сюда прибыли работники заводов из Смоленска, Киева, Днепропетровска, были доставлены эвакуированные станки и оборудование. Все предприятия, прекратив самостоятельную деятельность, вошли в состав Госавиазавода №1.

- Переехавший тогда же из Воронежа завод №18 (впоследствии – Куйбышевский авиационный завод, а ныне АО «Авиакор») оказался на участке, ранее предназначенном для предприятия №295, а моторный завод №24 (позднее МПО имени Фрунзе, а ныне АО «Моторостроитель») – на площадке, отведенной для завода №337.

- Силами УОС (управления особого строительства) в Куйбышеве в военные годы были также построены завод авиационного вооружения №525 (он же завод «Машстрой», а затем ПО «Металлист»), агрегатный завод №35, завод гидроавтоматики №305, завод аэродромного оборудования №454, завод самолетных бронекорпусов №207 (механический завод), призаводской аэродром (ныне – аэродром «Безымянка») и прочие промобъекты.

- После начала войны УОС также было поручено возведение радиостанции близ села Ново-Семейкино (объект №15, именно отсюда распространялся на полмира голос в радиоэфире «Говорит Москва»), крекинг-завода №443 неподалеку от железнодорожной станции Кряж (впоследствии Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод), Куйбышевского нефтехимкомбината близ 1105-го километра Куйбышевской железной дороги (район нынешнего Новокуйбышевска) и еще десятков других предприятий.

- Был построен трубопровод Бугуруслан–Куйбышев. Его принято считать первым шагом к зарождению магистральной газопроводной системы страны. Все перечисленные объекты и по сей день – основа индустриальной мощи всего Самарского региона.

На то, чтобы перевезти авиазавод №18 за тысячи километров, установить оборудование и начать выпуск штурмовиков, понадобилось всего 35 дней.

Штурмовик Ил-2 времен войны, который сегодня стоит на постаменте на пересечении Московского шоссе и проспекта Кирова, — один из главных символов трудовой доблести куйбышевцев. Именно такие самолеты в годы войны выходили из цехов эвакуированного авиазавода. Всего за годы войны авиационный завод №1 изготовил и отправил на фронт более 3 000 истребителей МиГ-3, 11 768 штурмовиков Ил-2 и 1 225 штурмовиков Ил-10.

ФОТО историческая-самара.рф (передача боевого самолета, построенного на средства учащихся ремесленных училищ и школ ФЗО Куйбышева, в авиаэскадрилью «За трудовые резервы». 19 мая 1944 года)

«В августе 1941 года наркомат авиационной промышленности устанавливает новые производственные нормы: уже в сентябре завод №18 должен был производить 15 самолетов в сутки, - рассказывает самарский блогер и краевед Игорь Кондратьев. - Место призванных в армию мужчин занимают у станков мобилизованные на завод женщины, подростки и старики. Уже 10 декабря в воздух поднимается первый собранный в Куйбышеве штурмовик. Но выполнить установленный план невозможно. В декабре директор завода получает телеграмму Верховного главнокомандующего: «Если 18 завод думает отбрехнуться от страны давая по одному ИЛ-2 в день то жестоко ошибается и понесет за это кару тчк Прошу Вас не выводить правительство из терпения и требую чтобы выпускали побольше «ИЛ»ов тчк Предупреждаю последний раз тчк СТАЛИН». Что такое последнее предупреждение Сталина, объяснять было не надо. Копии телеграммы раздают рабочим на проходной, зачитывают в цехах, на заводе проводятся митинги, принимается решение увеличить рабочий день до 18 часов в сутки. Но директор не оставляет телеграмму без ответа. Обещая исправить ситуацию, он сообщает, что завод работает фактически в поле и просит у правительства помощи. «Отсутствуют воздух тепло кислород жилье для рабочих тчк Просим Вашей помощи по ускорению окончания строительства ускорению снабжения завода готовыми изделиями материалами ткч просим обязать соответствующие организации мобилизовать для нас рабочих и улучшить питание рабочих тчк Коллектив завода обязуется позорное отставание ликвидировать тчк». Вот так героизм и самопожертвование советского тыла, стремительное возобновление производства после эвакуации на Волгу и Урал, готовность работать по 18 часов в сутки в условиях, по сути, мало отличающихся от лагерных, в 1942 году спасли Советский Союз от поражения. В феврале завод №18 выполнил план, в мае – перевыполнил».

Большая часть заводов Куйбышева обеспечивала выпуск деталей для боевых самолетов. Механический завод №207 поставлял бронекорпуса, завод аэродромного оборудования – узлы крепления пушек, держатели для бомб, пулеметные установки. Завод №24 изготавливал моторы – «сердце» знаменитых ильюшинских штурмовиков. Каждая пятая авиабомба, каждый третий артиллерийский снаряд и весь морской боезапас для всех флотов страны в годы войны были выпущены в Чапаевске.

За полгода в Куйбышеве в условиях суровой зимы был построен завод, равный, а то и превосходящий по мощности московский, который создавался без малого 30 лет!

В тяжелейших условиях военного времени область не только выстояла и оказала неоценимую помощь фронту, но и пережила своеобразную промышленную революцию, превратившись в один из крупнейших индустриальных районов страны.

Продолжение следует…