Путевой обходчик рассказала, кто проникает в метро и что там есть на случай ЧП
Почувствовали за время своей работы, что самарское метро изменилось?
Конечно. Стало больше станций. Это очень нужно нашему большому городу, в котором трудно перемещаться. Хочется, чтобы скорее проложили ветку метро до железнодорожного вокзала. Я не говорю о других направлениях.
Вы были уже на новой станции метро «Алабинская»?
Нет, пока не приходилось. Потому что я работаю обходчиком и у меня есть свой участок, который растянулся в сторону «Спортивной» и в сторону «Московской». Моя станция находится между ними. На «Алабинской» работает другой обходчик. Знаю, что там - 30-летняя девушка и молодой парень. Станция не открылась, но места уже распределили.
Сколько километров тоннелей вы проходите за ночь?
Примерно, 2,3 км в одну сторону. Если обходить участок полностью, то получится около 4,6 км. Еще у меня есть три стрелки – первый путь, второй путь и тупик. По первому пути поезд едет в сторону «Российской», а по второму пути – в сторону Юнгородка. В тупике ночью стоит электричка. Эти стрелки я обслуживаю, чищу, проверяю исправность, осматриваю специальными приборами. Для этого у меня есть зеркало, лупа, молоточек для обстукивания. Для меня важно, чтобы все было исправно, ведь я отвечаю за безопасность пассажиров.
Можно подробнее об инструментах. Молоток – понятно. Когда вы стучите по рельсам, то по звуку определяете отклонения. А остальное?
Да, верно. Когда обстукиваешь рельсы, то определяешь – есть ли там трещина. Если звук звонкий и молоток отлетает от рельсов, то все в порядке. Если молоточек прилипает, то рельс поврежден и нужно сообщить мастеру или бригадиру. Зеркало на длинной ручке нужно, чтобы осматривать стыки на контактном рельсе, который накрыт коробом. Еще у меня есть гаечные ключи, так как здесь есть много болтовых соединений, которые периодически нужно затягивать.
Вы интересуетесь тем, как работают ваши коллеги, например, в Москве?
Я интересовалась больше питерским метро. Некоторое время там работал мой сын. Там перегоны намного больше чем у нас. Наши обходчики передвигаются пешком, а в Санкт-Петербурге перемещаются на специальном транспорте.
В Москве бывают случаи, когда обходчики погибают. Их сбивают поезда.
Такое бывает, когда или машинист, или обходчик нарушили правила технической эксплуатации метрополитенов. У нас есть правила: когда обходчик видит приближающийся поезд (мотовоз), он должен отойти в специально отведенное место на банкетку, в камеру съездов. Приближаясь, машинист дает сигнал и снижает скорость. Я не представляю, чтобы подобные трагедии могли случиться у нас в Самаре.
Получается, ваша профессия ответственна и опасна.
Ее можно назвать опасной. На контактном рельсе напряжение 825 Вольт – это очень много. В тоннель можно выходить только, когда напряжение с контактного рельса снято. По ночам тоже ходят поезда с рабочими. Сейчас готовят к открытию «Алабинскую», поэтому поезда ходят часто. Раньше они возили рельсы. Поэтому лучше пропускать такие поезда.
Посторонний человек может проникнуть в тоннель?
Такое было. Эти люди проникают в тоннель, чтобы раскрасить вагон и скрыться. Этих людей обычно задерживают. Я совершенно не понимаю, зачем это нужно молодежи. Нежелательно, чтобы посторонние сюда проникали. В выходной день здесь работает меньше сотрудников, поэтому будет очень страшно, ели увидишь незнакомца.
Бомжи не ночуют в метро?
А как они вообще пройдут, ведь у них нет денег? В 12 часов ночи метро закрывается. Кстати, в московском метро я видела бомжей.
Животные могут попасть в метро?
Ой! Попадают иногда кошки. Мы их быстро ловим и выносим на улицу. Бывает, что залетают птицы через портальную на станции «Юнгородок». Иногда видишь, как бедные птички страдают. По мере возможности работники метро их ловят и отпускают. Других животных в метро нет. Даже, вот, посмотришь фильм «Путевой обходчик» и думаешь – какой ужас! Как фильм про метро, так одни страсти! Я лично в нашем метро не видела ни одной крысы. Что им тут делать? Здесь совершенно нечего есть. Шпалы они не смогут грызть, потому что те пропитаны креозотом.
Вы помните, как в нашем метро снимали фильм?
Я не присутствовала на съемках, но видела фильм «Метро» в кинотеатре. В некоторых кадрах я узнала станцию метро «Московская». Уж очень они там нафантазировали.
Читаете книги о метрополитене?
Мне, конечно, пришлось прочитать книгу «Метро 2033». Это произошло случайно. Когда я купила электронную книгу, то внутри уже было это произведение. Может быть, молодым людям это больше нравится, потому что там ужасы, ядерная атака, все спустились в московский метрополитен. Мне показалось, что эта книга – отражение страшной действительности, которая может происходить уже сейчас в нашей жизни. А вы читали «Метро 2033»?
Нет. Я не поклонник такого жанра, но если вам понравилось, то, пожалуй, прочту.
Я все-таки работаю в метро, поэтому было интересно читать.
Если будет война, стоит бежать в метро, ведь никто не знает, где у нас бомбоубежища?
Наверное, можно. На станции метро «Победа» нет эскалатора, глубина там небольшая, может это и не защитит от бомбежки. Однако каждая станция метро рассчитана для того, чтобы принять людей в случае чрезвычайной ситуации. У нас есть специальные законсервированные общественные туалеты.
Какие есть бонусы у вашей профессии?
Я выйду на пенсию раньше, не в 55 лет, а в 50 лет. Еще меня устраивает моя зарплата, отпуск. У нас за Волгой есть хорошая турбаза. Каждый может найти себе работу по душе в метрополитене, здесь много разных профессий и служб.
В метрополитене есть титул «Работник месяца»?
Да, у нас это чаще распространено среди путейцев. Часто проверяют их мастерство, например, кто быстрее соберет узел контактного рельса.
Тяжело после ночной смены вести домашние дела?
Да, тяжеловато. Наверное, с возрастом просто хочется поспать подольше.
Пойдете на открытие «Алабинской», чтобы посмотреть на торжественное перерезание красной ленты?
Да, мы всегда ходим. Очередной ключ займет свое место в музее метро. Хочется, чтобы станция открылась быстрее, ведь годы идут.
Кроме Валентины Шубиной ночью в метро работают путейцы, среди них молодые люди, которые учатся в университете. Павел, Евгений и Сергей, рассказали, что у них на работе запрещено пить, курить и ругаться матом. Если кто-то говорит матерное слово, то платит «штраф» в общую копилку. В свободное от основной работы время путейцы принимали участие в строительстве станции метро «Алабинской», подвешивали контактный рельс, устанавливали кронштейны и прочее.
Путейцы продемонстрировали новую форму