Раввин Самары: наш город - спокойный город для жизни!

Когда была образована ваша община в Самаре?

- Сложный вопрос. Нужно заметить, что в иудаизме нет жёсткого идейного единообразия. Есть главные идеи, а в их рамках есть множество направлений. В последние годы в России получило большее распространение направление хасидизма.
Еврейство Самары официально имеет недолгую историю — порядка 150 лет. Во времена императора Николая I в Самаре появились первые евреи — кантонисты, которых еще детьми забирали в царскую армию рекрутами. Их старались крестить, но многие не соглашались. Эти люди стали основателями самарской еврейской общины в 70-х гг. XIX века. Первая синагога была построена на улице Никольской, ныне Чапаевской. Самарское общество к тому времени было очень толерантным, благодаря сильному влиянию земства и купечества. В 1908 году строят Хоральную синагогу на Садовой.


В Советской России на иудаизм так же, как и другие религии, начались гонения. В сталинские времена многие раввины попали в лагеря, а некоторые были и расстреляны. Однако, Куйбышев стал одним из трёх советских городов, где деятельность еврейской общины не прекратилась полностью.
Во время «перестройки» началось возрождение иудаизма в России. Тогда ещё Куйбышев, стал одним из передовых городов в этом отношении. В 1989 году в городе появился один из первых национальных ансамблей - «Алия». Открыли библиотеку, музей, стали издавать газеты, изучать иврит, шло создание еврейского театра.
На рубеже 2000-х годов в российской еврейской общине произошло формальное разделение. Из образованного в 1993 Конгресса еврейских религиозных организаций и общин (КЕРООР), правопреемника Ваада, возникшего еще в Советском Союзе, ранее объединявшего все направления иудаизма, выделился ФЕОР – Федерация еврейских общин России, к которой относятся общины хасидского направления Хабад Любавич. На определенном этапе ФЕОР сумел получить значительное преимущество перед общинами, оставшимися в КЕРООРе
Наша община входит в КЕРООР, она появилась в 2001 году. Первым раввином в Самаре стал раввин Гинзбург. Эта синагога, Ор Исраэль, была открыта в 2009 году раввином Шмуэлем Вайсом, а с 2012 года раввином Самары стал я.

Прокомментируйте ситуацию вокруг хоральной синагоги. Правда ли, что существовал конфликт между двумя религиозными организациями из-за неё?

- Конфликт был закрыт указом президента РФ, окончательно передавшим синагогу в ФЕОР. А в прошлом году, по моим сведениям, произошла приватизация этого здания самарской общиной ФЕОР.
Мы сейчас партнёры, а не антагонисты. И у нас с равом Дайчем нет конфликта и на личном уровне. Занимаемся одним делом, только немного в разных формах.

Велика ли ваша самарская община?

Помещение у нас невелико, как вы видите. Максимум, мы размещали здесь на Песах 44 человека. Со всеми друзьями общины нас около 200 человек. Это, безусловно немного для Самары. И мы работаем над тем, чтобы эту цифру увеличить, ведь в некоторых волжских городах, с меньшим населением, еврейские общины больше и консолидированней.

А каков уровень единения внутри самой общины?

- В узком круге постоянных прихожан очень тёплые, практически семейные отношения. По субботам и в будни встречаемся, проводим молитвы, трапезы и уроки.
С теми кто поддерживает с нами постоянные отношения, мы стараемся входить в личный контакт, это для нас важно.

В 2012 году вы стали главным раввином Самары. Почему именно Самара?

- Родом я из Ленинграда, в 20 лет эмигрировал в Израиль. В 2001 году приехал Москву с образовательной программой, среди моих учеников были и самарцы. Работал там долго В 2007 году, когда встал вопрос о новом раввине Самары, я приезжал сюда и познакомился с общиной, но тогда это не имело продолжения. В 2011 году община вновь осталась без раввина и ко мне обратились с просьбой возглавить общину. К тому времени я снова жил в Израиле и такое предложение было для меня полной неожиданностью. Мы приехали в Самару с женой и поняли, что нам здесь очень нравится, тем более, что семья моей жены Аснат родом из Самары. Кстати говоря, жить тут нам нравится больше, чем в Москве.

И какие у вас впечатления от Самары? Может быть, что-то в ней не нравится?

- Самара не перестаёт удивлять. Все мои представления о провинции перевёрнуты. Так, культурный уровень молодых людей Самары намного выше, чем в столицах. Здесь меньше гламура, не такая интенсивная вечерняя жизнь. На мой взгляд это хорошо. Скажу так, Самара - город для жизни. В столицах, всё-таки, слишком много наносного.
Здесь всегда можно увидеть человека с книгой. Люди адекватно реагируют и понимают непростые литературные шутки. Этим я был просто восхищён!
Город практически чист от криминалитета. В Самаре спокойно, для нас это очень важный вопрос.
Самарцы очень толерантные люди. Например, я часто хожу по улице в кипе и наблюдаю к себе только сдержанный интерес окружающих, но не агрессию. Это заслуга не только городской власти, но и внутренней культуры жителей.
Очень болею душой за самарскую архитектура модерна и считаю, что она совершенно уникальна. Обидно, что город с таким туристическим потенциалом не занимается реставрацией своих памятников. Самару можно превратить в туристический центр, не многим уступающий Санкт-Петербургу.
К сожалению, у горожан довольно большая инертность мышления. Очень трудно собирать людей на мероприятия, организовывать их.
Не просто даётся диалог с руководством вузов, потому что есть определённые предубеждения. Почему-то многие считают, что иудаизм занимается набором адептов. Но это не так! В нашей религии это запрещено уже около 2000 лет. Мне кажется, что в университетах найдётся место для светской иудаики.

А есть ли у вас любимые места в Самаре?

- Честно говоря, у меня очень мало свободного времени. Но я очень люблю бывать на набережной. Нравятся самарские парки, они напоминают о родном Ленинграде. Летом, иногда, удаётся выбраться на природу в летние лагеря, устраиваемые общиной в самарских санаториях и домах отдыха. Люблю старую Самару, это настоящий архитектурный заповедник.

Понимаю, что вы очень занятой человек и времени у вас не хватает. Но всё-таки, как вы проводите своё свободное время? Может быть, у вас есть какое-то хобби?

- Традиционно, много читаю. Люблю путешествовать, но времени на это не хватает. К сожалению, для религиозных людей в Самаре некоторые виды отдыха ограничены. Есть определенные законы скромности и в этом плане нам трудно. Мы понимаем, что находимся в месте, где живут несколько иначе. Ещё очень люблю хорошую музыку.

Смотрели ли вы фильмы таких режиссёров, как Вуди Аллена, братьев Коэнов? В их лентах, как отмечают критики, ощущается влияние иудаизма. Какое у вас отношение к такому творчеству?

- Иудаизм, ни в коем случае не ограничивает творчество. Но, есть вещи, которые очень далеко уводят человека от идей нравственности и традиционных ценностей. Если человек создал творение, после которого у зрителя возникают отрицательные эмоции, аррессич, то он несёт моральную ответственность за это. Названные режиссёры безусловно, переосмысливают своё собственное еврейское происхождение, это чувствуется в их творчестве. Признаться, я люблю Вуди Аллена и люблю кинематограф, но есть вещи, которые меня останавливают и которые я не могу одобрить. И детям своим я не разрешаю смотреть многие сцены в кино и на телевидении. телевизора у нас дома нет.

- А как проходит день верующего человека?
Верующий иудей, мужчина, должен ходить 3 раза в день в синагогу, молиться. По субботам запрещено пользоваться автомобилями, общественным транспортом и электроприборами. В крупных городах, конечно же, очень трудно соблюдать такие нормы. Но утром человек должен обязательно должен помолиться.
В общем и целом, я думаю, день религиозного человека очень похож на день любого другого человека. В конечном итоге, все люди очень похожи.

- Есть ли профессиональные сферы в которых запрещено работать иудеям?

Их крайне мало. Так, не разрешается заниматься чем-то, что связано с насилием, нарушением закона. Мы обязаны соблюдать законы той страны, в которой живём. Запрещены действия связанные с нарушением законов скромности. Конечно же, нельзя нарушать нормы морали и этики. Во всём остальном — полная свобода действий. Есть ограничения связанные с шабатом, но зато в воскресенье верующий человек свободен.

Когда заходит речь об иудаизме, обыватели обычно вспоминают про кошерную пищу. Что это такое?

- Кашрут очень древняя система. Сейчас любят приписывать ей какую-то древнюю диетологию и всевозможные полезные свойства. Да, там много всего полезного, но это не главное. Это система сугубо религиозная. В ней нет никакой диетологии.
Кашрут — законы касающиеся ингредиентов пищи и их приготовления. И мистики там нет. То есть молитву и еду мы не связываем, еда не становится религиозным объектом. Просто Тора запрещает употреблять в пищу определенных животных, птиц и рыб. Запрещаются смеси мясного и молочного, что создаёт определенные трудности в современном мире. Часто нелегко разобраться из чего делалась фабричная пища. Именно для этого была создана специальная сертификация кашрута, которая на стадии производства подтверждает отсутствия запрещённых ингредиентов при приготовлении продукта.
Вино мы можем пить только созданное руками религиозных людей, соблюдающих субботу.
В России, пока, довольно трудно договориться с производителями на счёт сертификации и производства кошерной еды. Мы же можем организовать быструю и чёткую сертификацию продукции любого производителя, изъявившего желание выпускать такую еду.

Верующий человек, насколько я понимаю, должен специальным образом одеваться. Как выглядит его костюм?

- Пожалуй, не существует какой-то непременно предписанной одежды. Есть одно непременное требование — костюм должен иметь один элемент с 4 углами и кистями - цицит. Это нужно для того, чтобы человек всегда помнил заповеди Всевышнего.
Нельзя носить нескромную одежду. Это, наверное звучит сейчас старомодно. Поэтому, как правило, еврейская одежда отстаёт от моды лет на 50-100. А так, это совершенно европейский костюм.
И, мы считаем, что одежда не должна становиться сутью человека.

Есть ли какие-то яркие традиции в иудаизме?

- Множество. Так получилось, что когда мы делали обрезание нашему сыну в Иерусалиме, посол Литвы с супругой посетили этот обряд. Они были восхищены этим праздником.
У иудаизма есть своя эстетика. Например, когда в осенний праздник Рош Ха-Шана проходит трубление в рог шофар. У человека неподготовленного оно может вызвать настоящее душевное волнение. Или, праздничное чтение Торы, которое происходит со специально изготовленного свитка.

А какие табу существуют для иудея?

- Есть три запрета, которые строго нельзя нарушать. Запреты на убийство, идолопоклонство и сексуальные связи вне брака. Отрадно, что современный мир ушёл от варварства и, в целом, разделяет эти запреты.
Есть и более конкретные запреты. Очень большой проблемой для религиозных людей является трансплантология органов. Иудаизм фиксирует смерть с момента прекращения спонтанной сердечной деятельности. То есть, органы для пересадки, обычно, берутся у людей, находящихся в необратимом коматозном состоянии мозга, однако, по религиозным понятиям они ещё живы. И это есть убийство.
Для нас неприемлема эвтаназия. С нашей точки зрения, самоубийца ответит перед Всевышним так же, как за убийство другого человека.
Иудаизм строго против абортов. Мы считаем это убийством.