Режиссер о том, как сделать Самару центром любительского кино и снять фильм "за еду"
Самара становится городом, где любительская киноиндустрия стремительно набирает обороты. Кроме уже известных команд свой вклад привнесли участники студии "Каракатица". Корреспондент Progorodsamara встретился с главным идейным вдохновителем студии Андреем Хорем, который рассказал про первый опыт в кино, как и кого он снимает для своих картин в Самаре.
Начало
Долгое время я увлекался написанием фантастических рассказов, участвовал в сетевых конкурсах, посещал фантастические конвенты, на одном из которых стал победителем мастер-класса Ника Перумова с рассказом «Московский бит». А года два назад попал на показ киноработ самарских ребят в кинотеатр «Художественный», и узнал, что в нашем городе, оказывается, снимают кино. Я тут же заинтересовался этой темой, создал в сети сообщество, в котором стал собирать новости самарского кино. Ну и сам попытался что-то свое снять. Тему для первой короткометражки взял из книги Роберта Чалдини «Психология влияния». Там был малюсенький фрагмент о том, как студентка не сдала экзамен, и чтобы хоть как-то сгладить эффект от столь печальной новости, она насочиняла про пожар, потерю памяти, беременность и замужество. Снимали зарисовку на Губернском балу в «Грации». Я ставил камеру на штатив, а сам держал в руках обычный фонарь и полку из холодильника, которую использовал в качестве рассеивателя. Фильм в итоге смонтировал, но пока никому не показывал – первый блин комом, как говорится.
О самарском кино
Вы не поверите, но в нашем городе очень много молодых людей, пытающихся снимать кино. Снимают и ужасы, и трэш, и детективы, и фантастику. Вместе с тем самарские фильмы крайне редко мелькают в программах фестивалей любительского кино. На мой взгляд, причина в отсутствии в городе какой-либо киносреды, которая бы повышала активность создателей и положительно сказывалась на уровне их работ. Да, есть плеяда замечательных кинокритиков, но нет практикума. Известные режиссеры и сценаристы крайне редко посещают наш город с обучающими мастер-классами, высшего образования по специальности кинорежиссура нет (занятия по кино в Самарском филиале СПбГУП проходят в Санкт-Петербурге), да и непосредственно индустрия отсутствует – выпускникам профильных ВУЗов тут работать негде. Вот и получается, что кинолюбители, по сути, варятся в своем соку. Для подавляющего большинства из них – это просто веселое времяпрепровождение. Причем от времени к времени. Мне бы хотелось изменить ситуацию, сделать Самару одним из российских центров любительского кино.
Что для этого нужно? Нужно поставить на поток проведение всевозможных конкурсов, фестивалей, питчингов и прочей киношной радости. В прошлом году вместе с Лерой Гатауллиной мы организовали первый Самарский фестиваль любительского кино 70/30, который прошел в арт-клубе «Корица». В июне этого года состоялась первая в городе Ярмарка киновакансий, а 5 сентября 2015 года пройдет второй фестиваль 70/30. Фильмов должно сниматься больше: глядишь, любители руку набьют, и количество начнет переходить в качество. Кроме того, я пытаюсь запускать совместные проекты с другими студиями, на эффект синергии полагаюсь. Ведь тут как? Кто-то камеру в руках уверенно держит, кто-то сценарии пишет, а у кого-то лучше всех получается играть труп. Чтобы столь сложное предприятие как создание кинофильма удалось, нужно много увлеченных людей.
Киностудия
Что касается непосредственно «Каракатицы», то она появилась в 2014 году. Как и большинство любительских объединений, киностудия – это понятие относительное. Из постоянных участников «Каракатицы» можно отметить разве что меня да киногримера и художника по костюмам Анастасию Воронину. Остальные меняются от проекта к проекту – операторы, актеры, монтажеры. На данный момент в активном производстве находятся два проекта: мистический фильм «Первый снег» полностью отснят и лежит на «монтажном столе», а съемки вампирской короткометражки «Кровь Яка» приближаются к завершению. Все это, по сути, эксперименты, поиски себя. Мне сейчас важно понять, как это работает, как можно разговаривать на языке кино и рассказывать интересные истории. У меня такой этап, «Do you speak English?» типа.
Про личные пристрастия в кино говорить сложно. Многие фильмы в разное время производили сильное впечатление. Особо я бы отметил визуал Алехандро Ходоровского. Его «Священная гора» и «Крот» стали некими подсознательными ориентирами. Особое очарование у чешских фильмов 60-70-х гг., азиатские фильмы всегда поражают провокационностью. Из недавних, так скажем, потрясений - «Советник» Ридли Скотта. Очень профессиональная работа!
Съемочный процесс
Снимать кино и безумно весело и ужасно сложно одновременно. В любительском кино, например, большая проблема – собрать всех участников в одном месте в одно время. У каждого свои дела, работа, семья, другие хобби. Универсальное решение этой проблемы мне в свое время подсказал другой кинолюбитель Евгений Падучих: нужно, во-первых, превратить съемки кино в карнавал с необычными костюмами и гримом, а во-вторых, всю съемочную группу вывезти за город, чтобы сбежать никто не смог. Вывозить из города народ я пока не пробовал, а вот карнавалю по-полной – пытаюсь придумывать необычные локации и декорации, вместе с Настей изобретаем образы с нестандартным гримом и костюмами. Чтобы ребята не просто поучаствовали в каком-то проекте, а окунулись в иную реальность. Потом каждому есть о чем вспомнить! Это затягивает. Опять же, участникам есть что на аватарку повесить. Не сотую фотку из Шарма, а себя, например, в кровавом отеле, выкрашенную с головы до ног белой краской. Друзья наших актрис сразу откликаются: «Что случилось? Мужа застукала с другой?»
Актеры
Актерами в проектах выступают знакомые и знакомые знакомых. По моему опыту, самыми творческими и легкими на подъем в Самаре являются музыканты. Каждому из них интересно пробовать себя в новой роли, экспериментировать, да и просто покуражиться. Например, в проекте «Первый снег» в качестве актеров проявили себя лидеры сразу трех самарских групп: Ярослав Жителев, Алексей Психический и Максим Палагнюк. Огромное им спасибо за доверие, оптимизм и готовность помочь в любой ситуации! В будущем я бы хотел снять музыкальный клип для какого-нибудь из местных коллективов. Главное, чтобы меня композиция зацепила!
Музыка
Вообще, у меня особое отношение к музыке. Некоторые идеи появляются в процессе прослушивания композиций, да и в фильмах я хотел бы использовать любимые композиции. Речь идет, конечно же, о творчестве российских групп. С ними есть возможность договориться о легальном использовании музыки в кино. Так, московская группа Grey Mouse, известная своими работами в жанре экспериментального рока, дала согласие на использование одной из ее композиций в проекте «Кровь Яка». Кстати группа участвовала, в том числе, в так называемых «живых киносеансах», озвучивая фильмы мастеров немого кинематографа начала 20 века. Сейчас веду переговоры с другими мастерами психодела – питерскими ребятами из Stereo Siberia. А для проекта «Первый снег» ищу композиции с варганом. Может кто откликнется из самарских музыкантов?
Сколько стоит снять фильм?
Вопрос стоимости кинопроизводства достаточно злободневный. Можно ли снять фильм практически «за еду»? Спорят до сих пор. Думаю, многое зависит от идеи. Что-то в духе минимализма или псевдодокументалки вполне можно. Есть еще направление – трэш. Наш местный трэшер Семен Лисов тратит на фильм от 50 до 500 рублей. В этом жанре, чем хуже картинка и игра актеров, тем лучше. В остальном достаточно ходовая цифра по современным меркам – 300 тысяч рублей за фильм. Я такими бюджетами не располагаю, и стараюсь экономить насколько это возможно. Бюджет последней короткометражки «Кровь Яка» достиг 50 тысяч рублей. Чтобы вернуть хотя бы часть средств, мы запустили проект на краудфандинговой площадке Boomstarter. Если читателям ProGorodSamara интересна тема самарского кино, просьба поддержать наш проект.
Планы
С планами на будущее все непросто. Очень большой поток информации, практически каждую неделю появляются сюжеты и задумки фильмов. Стараюсь не торопиться с реализацией, ведь интерес к материалу можно также быстро и потерять. Из идей, которые долго уже не дают покоя, можно отметить антиутопию в жанре трэш про мир, в котором болезненно искажено восприятие прекрасного, а также психоделическую историю о девушке, случайно столкнувшейся со смертью, с рабочим названием «Сновидения по пятницам».
Совет начинающим
Тем, кто хочет попробовать свои силы в кино, простой совет – берите камеру и снимайте. Нет камеры, можно снимать на смартфон. Сейчас уровень развития техники таков, что вопрос на что снимать – второстепенен. К тому же, не обязательно сразу строить декорации в духе «Чужого» или собирать массовку. Самарец Александр Каретин в свое время снял короткометражку «Как сыграть в мафию с самим собой», в которой сам сыграл все роли. Если вы считаете себя нефотогеничным, а актерам даже не на что купить пиццу, то снимайте кукол, как Тодд Хейнс. Даже если у вас нет в смартфоне функции «видеосъемки», не опускайте руки - делайте фотографии. Короткометражка Криса Маркера «Взлетная полоса» еще в 1962 году была сделана в формате фоторомана. Так что, снимайте кино и присылайте на самарский кинофестиваль 70/30! Прием работ до 15 августа.