Российский ученый: О СГАУ, запуске ракеты с космодрома и современных студентах
Героем "Школы успеха" стал профессор, доктор технических наук, член – корреспондент РАН, заместитель генерального конструктора АО «РКЦ «Прогресс» Геннадий Аншаков. Старшеклассникам школы №16 российский ученый рассказал, почему стоит учиться и как изменились студенты за 50 лет.
- Когда я учился в школе в программу начали внедрять новые учебники. Они были не очень качественные, поэтому я много читал и обучался сам по пособиям для техникумов. Закончил я школу с «золотой» медалью. Секрета успеха в этом нет, просто я всегда делал домашнее задание, и главное — сам. В школе я ходил в спортивные секции, но не ради спортивных успехов, а для поддержания себя в форме.
- Вы учились в Барнауле, но высшее образование получали в Куйбышеве. Почему?
- Я хотел получить техническую специальность и именно по авиационной технике. В то время из Барнаула, как правило, поступали в Казанский авиационный институт. Но мы с другом выбрали Куйбышев: у него тут родственники жили. Поступил я легко, благодаря тому, что закончил школу с «золотой» медалью. В институте первое время было сложно: другой город, учебников нет, но освоился я быстро. Во все время учебы считал обязательным посещать все лекции и конспектировать их, что я и делал. Начиная с третьего курса активно участвовал в работе студенческих научно – технических кружков по расчетам прочности конструкций, сопромату, а на последних курсах обучения по вопросам управления в технических системах. Могу сказать, что в жизни мне везло с наставниками, они могли увлечь любого своим делом.
- Как вы попали на такое закрытое предприятие, как «Прогресс»?
- В июле 1959 года в Куйбышеве был создан отдел ОКБ – 1 для конструкторского сопровождения производства, который через год был преобразован в филиал №3 ОКБ-1 (впоследствии – Центральное специализированное конструкторское бюро - ЦСКБ). Его бессменным руководителем стал Д.И.Козлов. В 1961 году заканчивалась моя учеба в КуАИ и я был распределен на работу и преддипломную практику как раз в этот филиал. И практически сразу же в числе других работников филиала был командирован в ОКБ – 1, начальником и Главным конструктором которого был С.П.Королев, для стажировки и подготовки дипломного проекта.
Большинство из тех, кто был распределён в филиал №3, в институте занимались исследовательской и научно-студенческой деятельностью и поэтому оказались подготовленными для того, чтобы начать практическую деятельность и продолжить уже специализированное обучение. Исходя из этого опыта рекомендую во время обучения не терять время зря и активно участвовать в научно – студенческой работе.
Успех — это миг, он не бывает постоянным. Это не только ровная дорога, но и падения, именно в такие моменты ты и понимаешь, чего достиг.
- Чем вы занимались на производстве?
- Я был направлен для подготовки диплома и последующей работы в отдел баллистического обеспечения ракет – носителей и космических аппаратов. Баллистика — это наука о движении тел в пространстве, требующая хороших знаний механики, математики и физики. Работали мы с вычислительной техникой, нас не обучали этому в институте, нужно было самим разобраться в алгоритмах и соответствующих расчетных программах. Оказалось это очень интересная наука, так как приходилось выполнять производственные задания и параллельно разрабатывать дипломный проект, а машинное время для расчетов часто выделялось либо в вечернее, либо в ночное время, то мы даже ночевали на работе.
Чтобы добиться успеха нужно думать не о карьере, а о том, что ты делаешь и как это сделать лучше. Никогда не нужно разочаровываться в своей работе, а наоборот находить что-то интересное, тогда ты будешь расти как специалист.
- Ваша работа была связана с авиацией, а вы участвовали в запуске ракет?
- На последнем курсе нам предложили перейти на новую специальность, связанную с ракетной техникой. Это новое по тем временам дело меня очень заинтересовало и я с радостью согласился заняться им. Уже через год после защиты дипломного проекта я, вместе с моими наставниками из ОКБ – 1, начал ездить на космодром, готовил полетные задания на пуски ракет – носителей.
Перед запуском ракеты все члены расчета, обеспечивающие подготовку запуска, эвакуируются в определенные районы, многие из которых располагаются довольно далеко от старта. Баллистики же располагались в пределах прямой видимости старта и обязательно близко к средствам связи, так как в случае каких либо изменений параметров полетного задания они должны дать заключение на допустимость этих отличий. Поэтому при стартах мы находились в специальном окопе, примерно, в одном километре от старта. Старт ракеты зрелище незабываемое и не с чем несравнимое: кажется, что ракета со страшным грохотом летит прямо на тебя.
Однажды, пока не было руководства на наблюдательном пункте мы решили воспользоваться биноклями, чтобы детально рассмотреть старт. Но тут неожиданно для нас подъехали руководители пуска во главе с С.П.Королевым. «Кто такие?» - строго спросил Сергей Павлович. Пришлось мне, как старшему расчета, отвечать, что мы баллистики. «А, колдуны» - сказал Сергей Павлович и по-доброму отправил нас на наше рабочее место в окоп.
В филиале №3 ОКБ – 1, затем ЦСКБ и, наконец, в ракетно – космическом Центре «ЦСКБ – Прогресс» я прошел все служебные ступени от инженера до Первого заместителя генерального директора – генерального конструктора Центра – начальника ЦСКБ. По совместительству я также с 1966 года преподаю в СГАУ. Защитил в свое время диссертацию, стал доктором технических наук, избран членом – корреспондентом РАН. По совместительству с 1966 года преподаю в СГАУ. В настоящее время продолжаю работать в АО «РКЦ «Прогресс» в должности заместителя генерального конструктора.
- То есть вы обучаете студентов почти 50 лет, как за это время изменились студенты?
- Я бы сказал, что в те времена студенты очень стремились работать по специальности. В последние годы появилось, так называемое, студенческое расслоение. Студенты пришли учиться на определенную специальность, но не все они связывают свою дальнейшую судьбу с этим направлением работ. Может быть, это веяние времени. Сейчас студенты лучше подготовлены в плане работы с информационными технологиями. Но в этом есть и отрицательная сторона, некоторые учащиеся перестают вникать в физическую суть и математические основы тех технологий, с которыми им приходится иметь дело, и это ограничивает их творческие возможности. Современным студентам иногда бывает сложно без калькулятора просто умножить или сложить, а не то, что решить задачу.