Самарская художница рассказала, зачем самарцы идут заниматься живописью

Лето подходит к концу и уже совсем скоро 1 сентября, день, когда многие дети, юноши и девушки, начнут получать новые для себя знания — в школе, институте, где-то ещё. Людям же, которые все обучения уже закончили, тоже отчаиваться не стоит. Всегда можно найти для себя что-нибудь интересное, например, попробовать себя в живописи. Тем более Самара с ее природой и Волгой-матушкой в частности — город очень красивый, изобразить у нас есть что. И самое главное, что художественные способности в себе развить никогда не поздно, они доступны для всех возрастных категорий. Подробнее об этом и не только ProGorodSamara.ru рассказала член «Союза художников России» Полина Горецкая.
Когда вы начали рисовать?

- Это случилось ещё в детстве. Сперва рисовала не очень увлеченно, в моё время не было такого тренда. А когда мне было 12 лет, подруга рассказала о наборе в детскую художественную школу в Самаре, сейчас носящей имя Зингера. Я заинтересовалась, успешно сдала экзамены и поступила туда учиться.

Расскажите о своем первом серьезном рисунке?

- Пожалуй, это был портрет солиста группы «Европа» Джоуи Темпеста, нарисованный мной ещё в школе. Музыкальный коллектив пользовался огромной популярностью, в том числе и в нашем классе, поэтому не удивилась, когда меня попросили сделать такой рисунок. Тогда все рисовали рок-звезд — Диркшнайдера, Мика Джаггера, многих других. Я с 17 лет жила отдельно от родителей и у меня дома вся стена была завешана портретами знаменитостей того времени.

Чем вы вдохновляетесь в работе?

- Источники вдохновения у меня непроизвольные. Нельзя сказать, что я вот сейчас что-то скушаю и все сразу сделаю. Вдохновение приходит спонтанно — иногда, после просмотра какого-нибудь фильма или хорошей картины, нарисованной другим художником. Трудно предугадать, что заставит тебя рефлексировать. На выставках зачастую бывают определенные заданные темы, и именно они могут служить вдохновением, процесс работы над ними сам по себе порождает какой-то ассоциативный ряд.

Какого стиля придерживаетесь в своих работах?

- Я считаю, что все стили созданы искусственно. Мне кажется, что Ван Гог, например, не знал стиля, в котором он пишет. Только потом его работы стали называть экспрессионизмом, потому что это имело непосредственное отношение к выражению чувств человека. Мне нравится этот стиль, но не сказать, что я привержена только ему. Каждая тема требует своей трактовки. Что-то делается в реалистичной манере, где-то авангард, где-то классика.

На каких рисунках специализируетесь?

- Зависит от ситуации. Иногда тема задана выставкой, в которой я принимаю участие. В других случаях пишу то, что мне хочется. В моей коллекции есть все - пейзажи, портреты, натюрморты. А если говорить о личных симпатиях, то люблю писать Эйнштейнов. Они у меня самые разные получаются.

А когда вы начали учить рисованию других?

- Где-то год назад. Многие знакомые спрашивали меня, почему я никого не учу живописи, ведь она сейчас интересна обществу. Я решила, что стоит попробовать, а потом Виктория Сушко пригласила меня в свой арт-проект «Кандинский». И вот сейчас там у меня авторские курсы, на которые может прийти любой желающий.

Вы работаете с людьми разного возраста. Кого легче научить живописи — ребенка или взрослого?

- Это вопрос исключительно индивидуальных способностей человека. Совсем не важно, сколько, сколько ему лет. Если вы приведете ко мне ребенка и взрослого ученика, то только лишь после занятия я смогут ответить, кто из них способнее. Живопись — это не балет, где все закладывается с детства. Она не связана с физиологическими особенностями и у нее нет возрастных ограничений. Рисовать можно начать в любом возрасте, если есть способности, талант и, самое главное, желание!

У вас есть какая-нибудь методика преподавания?

- Вообще, я всегда сравниваю обучение живописи с языковыми курсами. Для чего человек учит тот или иной язык? Чтобы поехать за границу, читать подлинники книг? У всех разные пожелания. В нашей сфере точно так же. Мои курсы направлены на различные темы. Например, для кого-то живопись — способ оказаться в параллельной реальности. Один из моих учеников — доктор по профессии — рассказывает, что работа у него тяжелая, нервная, напряженная, а написание картин помогает ему забыть об этом. Он во время рисования погружается в какой-то другой мир.

Пожалуй, моя методика заключается в работе с индивидуальными особенностями каждого ученика, потому что абсолютно у каждого человека разные потребности.

А что именно ученики хотят получить от ваших уроков?

- Вы знаете, пожеланий много — кто-то хочет научиться писать городские пейзажи, чтобы потом продавать их, другие - повысить свой профессиональный уровень, третьи просто жаждут написать картину за один сеанс. Сколько людей, столько и желаний.

Что им тяжелее всего дается?

- Здесь, опять же, все очень индивидуально. Некоторые из моих учеников никогда не сталкивались с живописью, краску масляную в руках не держали. Им я советую сначала позаниматься с акварелью. Но если приводить к какому-то общему знаменателю, то сложнее всего им дается технология.

А вы с какими-нибудь трудностями сталкиваетесь?

- С одной стороны, мне все дается с легкостью, а с другой - сложно с каждым учеником по разному. С кем-то бывает труднее найти общий язык и взаимопонимание. Мои курсы — это такая же сфера общения, как и любая другая. Я думаю, что главное здесь — попасть с человеком на одну волну. Если это удается, все трудности отходят на второй план.

Есть ли правила для построения правильного рисунка? Может, нужно знать анатомию, чтобы человека нарисовать...

- Да, правил очень много. Вообще, рисунок - это рисунок. А живопись, это когда картину раскрашивают краской. Тем, кто занимается живописью, нужно постоянно развиваться. Нельзя думать, что вот вы придете к преподавателю, он чип в голову вставит, сразу всему научишься! Нет. Необходимо трудиться, не только на занятиях, но и дома. Я домашних работа не задаю, не терроризирую своих учеников, но всегда одобряю, когда кто-то из них проявляет инициативу.

Можно понять, есть ли у человека художественный талант?

- Да, причем сделать это можно с первого раза, с первого занятия. Сразу становится понятно, есть у человека способности или нет. Как с музыкой, вы же сразу слышите, что у исполнителя красивый голос? Так и здесь. Талантливого ученика разглядишь в самый первый миг, с первого взгляда отличишь хорошую картину от плохой. По крайней мере люди с художественными способностями точно это сделают.

Вы говорили когда-нибудь ученику говорили, что не стоит ему этим заниматься?

- Нет, никому такого не говорила. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже. Но не стоит опускать руки! Можно развить в себе художественное мастерство. Если у человека меньше способностей, ему просто потребуется больше труда, и все получится. Не бывает людей, которые не умеют рисовать. Это в нас заложено природой.

Сколько по времени у вас один рисунок занимает?

- Часто слышала этот вопрос и хочу сказать, что ответа на него не существует. Кто-то делает работу за один день, а кто-то сидит над картиной неделю. Все зависит от обстоятельств, темы, жизненного опыта, настроения и многих других вещей.

Что посоветуете живописцам нарисовать в Самаре?

- Очень мне нравится наш самарский пивзавод. Прекрасное и интересное здание из красного кирпича. А еще там такой спуск к Волге характерный - лодки, подъемы.... Красивое место.

Говорят, что художники, это люди, относящиеся равнодушно к материальному достатку. Вы такое мнение разделяете?

- Нет, я его не разделяю. Мы живем в современном мире. Не надо из материального достатка делать культ, не надо думать, что необходимо иметь дорогие тряпки и лучший в мире автомобиль. Но, как и у человека любой другой профессии, у художника должно быть качество жизни. Это требования не только современности, но и личного комфорта. Я, например, с недавнего времени себе позволила такую роскошь, как работу в перчатках. Раньше не задумывалась над этим, руки по локоть в краске были, а теперь ситуация изменилась. Просто хочется выглядеть не совсем маргинально.

Где сегодня проявить талант, чтобы зарабатывать на живописи?

- Везде. Понимаете, если есть художественный талант, то можно использовать его в любой сфере — реклама, кино, дизайн. Те, кто занимаются живописью, как правило, знают запросы общества и могут проявить себя практически в любой сфере деятельности.

Какой своей работой больше всего гордитесь?

- «Клара Цеткин и Роза Люксембург», которую я нарисовала в 2012 году. Выполнена она в стиле авангарда, как раз в духе того времени.