Самарский архитектор Дмитрий Храмов: "Нужно создавать объекты для людей"
- Дмитрий, что из себя представляет сегодняшняя архитектура Самары?
То, что Самара заслужила. Архитектуру в нашем городе сложно назвать современной, исходя из общемировых тенденций. В общей массе это те нереализованные мечты советского периода, воплотившиеся в постсоветском романтизме. Можно сказать, это определённый этап прохождения взросления нашего общества, когда заказчикам было важно продавать «элитное» жильё, которое, по сути, даже не отвечает требованиям современного жилого здания. Хотя, есть интересные примеры за последние пару десятков лет. Так, в русле современной архитектуры созданы отель «Холидей Инн», офис «Самаранефтегаз» или здание железнодорожного вокзала.
- Главной темой городской жизни стал будущий ЧМ-2018. Появились проекты реконструкции исторического центра города, некоторые даже уже начали осуществляться. Каково ваше отношение к планам и их реализации?
Пока результатов не видно, во многом всё ещё в проектах. Вообще, сложно воспринимать позицию, когда город приводят в порядок только под какое-то значимое событие. И в планы попадают только те зоны, через которые будут проходить гости чемпионата. Это чисто советский подход. Но, наверное, хорошо, что начали задумываться о некоторых общественных пространствах в городе и что-то приведут в порядок.
Что касается реконструкции знаковых объектов. Проект моего бюро занял второе место в конкурсе областного правительства, на проект реконструкции площади Славы. Однако, то что сейчас реализуют, не имеет никакого отношения к этому конкурсу. В нашей концепции (как, в основном, и в других конкурсных проектах) была заложена идея общественной открытости площади, создания центра социальной жизни города, учитывались различные его функции. В реализуемом же проекте, в основном, учитывается только мемориально-административная функция.
Текущие работы по реконструкции площади Славы
Я уверен, что инициатива должна исходить не только от верхов. На следующий год мы собираемся создать систему воркшопов, по развитию локальных общественных пространств. Пример из уже реализуемого - проект "Красочного сквера" на проспекте Ленина. Сейчас мы получили разрешение на очистку территории. Это хороший пример взаимодействия всех заинтересованных сторон по облагораживанию ближайшей среды. Но, к сожалению, нет юридических оснований действий на этой земле, потому что она никому не принадлежит. И только сейчас, через полгода, мы получили разрешение на подготовку территории.
Проект "Красочный сквер", на пересечении проспекта Ленина и улицы Осипенко
Крупным воркшопом, в рамках реконструкции площади Куйбышева и прилегающих к ней скверов, должен стать проект творческой мастерской «4 room». Каждый сквер видится со своей функцией. Они должны ожить и стать востребованными жителями. Мы хотели бы сделать этот проект максимально открытым для всех заинтересованных горожан, без директивно-технократических решений. Урбанистика ведь это не красивое мощение, а новые социально-ориентированные методы управления. В реализации этих планов многое будет зависеть от позиции власти. Станет ли она взаимодействовать или ставить бюрократические преграды.
- Оправдано сохранять и реставрировать исторический центр города? Бывший мэр Самары Дмитрий Азаров, на вопрос об этой проблеме отвечал, что реставрация исторического объекта обходится в 1,5 млрд рублей, а это 7-8 детский садов.
Сложно комментировать виденье Азарова, но я считаю, что такого противопоставления быть не должно. Есть долгоиграющая ориентация бизнеса на точечную хаотичной застройку, которая не соответствует современному пониманию, как нужно работать в исторической среде. Я за более вдумчивый и средовой подход.
Есть интересные примеры такого подхода, например, работа Сергея Малахова в 79 квартале. Там пытаются сделать максимальное восстановление городской среды, с привлечением жителей домов.
Недавно мы с моей супругой Марией Храмовой и Валентиной Лысенковой предложили конкурсную концепцию реконструкции исторической части города на основе идеи «двойных кварталов». В Самаре есть «внутренние» - жилые, тихие и «наружные» - общественные, активные улицы. Из этой типологии можно создать новый планировочный подход к исторической среде, когда получаются сдвоенные кварталы с внутренним локализированным жилым комплексом и активным, функционально и архитектурно насыщенным периметром. Таким образом, появляется возможность нового гармоничного функционального зонирования в рамках сложившейся исторически парцелляции кварталов. А, так же, была предложена возможность раскрытия общественного пространства уникального самарского двора на внутренние, пешеходные улицы, с рекреационным пространством.
Иными словами, в исторической среде должен преобладать внимательный и персонифицированный подход.
- Вы давно работали на территории стрелки рек, ещё с проекта «Артполис». После переноса проекта стадиона к ЧМ-2018, рождались абсолютно разные планы, в том числе и «Волга-Сити». Но, пока ясности там нет. Скажите, что всё-таки будет со стрелкой?
Честно говоря, не знаю. Пока, там преобладают субъективные методы работы. Из сложившихся проектов видно, что там будет парк, дворец бракосочетаний, многоэтажки. Не хочу давать оценки, я ещё не видел реального проекта и адекватен ли он среде. Прогулочные зоны, наверное, это хорошо. И застраивать стрелку только жилыми зданиями было бы неверно. Давно пора развернуть развитие города вдоль реки Самара. В перспективе, так оно и будет.
Концепт освоения стрелки реки Самары "Волга-Сити" Александра Пашина
Что касается реализации. У всех этих территорий есть реальные собственники. И что они решат, то и будет. Не нужно воспринимать проект зонирования, как реальный план застройки. Есть определенная опасность, что территорию стрелки могут просто застроить 16-этажками. То есть, зданиями с максимально разрешенной для этой зоны этажностью.
Хотелось бы, чтобы эта территория была обустроена с оглядкой на историческую среду. Так же, следует помнить, что застройка этой зоны должна проходить вместе с грамотным совершенствованием транспортных коммуникаций. Без комплексного подхода в проектировании и строительства, эта часть города просто задохнётся в транспортном коллапсе.
В мире есть удачные примеры реновации таких промзон в центральных районах города. Взять тот же ХафенСити в Гамбурге, проект создания из портовой зоны продолжения сложившегося исторического общественного центра города.
- Помимо стрелки у нас в городе есть ещё две проблемные зоны — территории бывших ЗИМа и 4-ГПЗ. Они активно осваиваются, есть крупные планы по застройке элитным жильём и офисными центрами. А оправданно ли это, учитывая общую непростую этих зон?
Проблемы есть. Например, на территории ЗИМа существуют некоторые участки, где почва на несколько метров пропитана отходами производства. Но, мне кажется, что собственник этой территории не будет рисковать своими вложениями и должным образом выполнит экологические нормы. Без понимания этой проблемы и её решения, будет довольно трудно продавать недвижимость с такой историей.
- Есть еще и потенциальная транспортная проблема. С новыми многоэтажками Ново-Садовая и Московское шоссе могут «встать» в пробках. Как решить эту проблему? И нужно ли, с этой точки зрения, застраивать эти территории?
Это опять вопрос собственника. Планы застройки грандиозные, жителей и автомобилей прибавится. Возможно разгрузить параллельной транспортной линией разгрузить Ново-Садовую, но это не решение проблемы. В проектах есть развитие перспективной системы поперечных улиц, связывающая крупные транспортных артерий. Но, что будет в дальнейшем — неизвестно. Процесс с освоением бывших заводских территорий очень долговременный.
Бывшие территории заводов
- Как вы оцениваете то, что областные власти определили для себя приоритетом развитие окраин города? Ведь, строительство стадиона и новых микрорайонов говорит именно об этом
У меня двоякое к этому отношение. С одной стороны, можно говорить об агломерации и генеральной линии развития города. Но, всё же, при выборе места для строительства стадиона выбрали исходя из чисто экономических параметров, ведь проект на территории радиоцентра просто на просто дешевле. Этот выбор, во многом, поставил крест на планах крупной реконструкции центра. Что касается новых поселений, я считаю, что это определённый коммерческий продукт. Правильней было бы максимально эффективно использовать внутреннюю территорию города. Ведь это позволило бы ускорить рост комфортной среды в Самаре. К сожалению, ситуация такова, что этим микрорайонам просто нет доступной альтернативы на рынке.
Микрорайон "Крутые ключи"
- Какой из районов Самары самый привлекательный для вас, в архитектурном смысле?
В плане жизни мне нравится центр города. Он близок к Реке, к набережной, по которой приятно гулять. Тем более, в последние годы она стала заметно привлекательней. А ещё, в центре пока остались дух и память старого города.
Но, в стилистическом смысле меня всегда привлекал масштаб микрорайонов. В нём есть своеобразная романтика. Я сам вырос в этой среде и данное пространство запоминается. В нём есть память советского периода. И этот дух тоже уходит, как и старая Самара. В среду микрорайонов уже давно начали внедряться новостройки, пустые пространства заполняются машинами. Симбиоз советского панельного и современного псевдоэлитного — это наслоения исторических этапов развития нашего города.
А те, кому не нравятся современные спальные районы, ищут спасения в строительстве коттеджей в Самаре от domfort63.ru. Но, к сожалению, в них невсегда есть природа и выходят те же самые джунгли микрорайонов, только на другом уровне.
- Дмитрий, вы реализовали множество проектов. Какой из них для вас самый любимый?
Для меня всегда последний проект самый любимый. Сейчас это интерьер, в недавно открывшемся кафе-баре «Тыква». Работа всегда связана с периодом моей жизни, настроением. Был, например, ресторан «Карнэ», нынче уже закрытый. Интерьер там был несколько холодным, эстетским и поэтичным. А интерьер «Тыквы» тёплый, яркий и дружелюбный. Даже немного инфантильный. Таково сейчас моё настроение. Хочется иногда уйти от работы в такую тёплую и дружественную атмосферу.
Интерьер ресторана "Карнэ", за авторством Дмитрия Храмова
- Какие проекты сейчас хотят реализовывать архитекторы?
Хочется большой архитектуры. Чтобы городская среда вышла на современный уровень. Понятно, что все архитекторы мечтают о знаковых и масштабных проектах. Но для меня важнее создание интересных проектов в архитектурном и средовом плане.
А интерьеры позволяют мне максимально реализовываться и создавать современную среду, которая нравится людям. Во многих своих проектах я пытаюсь протянуть её как можно дальше, из зданий на улицу.
Разумеется, я работаю не только над интерьерами. В Тольятти строится в спорткомплекс, полностью спроектированный моим бюро. Надеюсь, получится интересный объект.
Хотелось бы создавать объекты, пусть локальные, но уютные и востребованные современными горожанами. Чтобы людям было приятно туда приходить и там находиться. Это то состояние, ради которого я работаю, для создания у человека ощущения радости.
.