Самарский автомоделист: Нет смысла хранить на полке спортивную модель, она должна гонять
Автомоделизм в Самаре - один из самых увлекательных видов спорта, которому подвластны все возрасты. Увлеченный моделист Александр Слэш рассказал Progorodsamara.ru про гонки, поломки и стоимость моделей.
С чего началось ваше увлечение автомоделизмом?
Началось все 2 года назад, когда я посмотрел трансляцию ралли Париж-Дакар, где кроме нашей команды Камаз-Мастер очень достойно выступала команда американских внедорожников. Я решил по подробней узнать об этих машинах и посмотрел несколько роликов на Youtube. Спонсорами команды из Америки была фирма выпускающая радиоуправляемые модели. Я заинтересовался. И решил набрать в поиске фирму спонсора и получил ссылки на видеоролики, где люди проводят весело время, катая радиоуправляемые модели. После этого я решил поискать информацию в интернете относительно доступности покупки радиоуправляемой модели в РФ. Но в наличии в магазинах Самары и Москвы не оказалось понравившейся мне модели. Сравнив курс доллара, который был на тот момент, я решил, что покупка модели в иностранном интернет-магазине это не так уж дорого.
По счастливой случайности в США находился мой начальник, я попросил его привезти модель, он не отказал мне. В итоге он купил мне модель и отправил курьерской доставкой. Пока посылка была в пути, я подробно изучал радиомодельные форумы. Через 5 дней пришла модель. Детально изучив, скачанную из интернета, русскоязычную инструкцию к модели, я решил испытать её на площади Куйбышева. Впечатления от первого заезда были очень яркими. Модель ускорялась и останавливалась молниеносно, отлично управлялась на любом покрытии.
Она большого размера?
Длина ее 60 сантиметров, а ширина 30 см, вес 3 кг. Однако это не самый крупный масштаб. Сейчас набирает популярность масштаб 1:5, а моя модель 1:10. Машина достаточно серьезная. Имеет двигатель 3 лошадиные силы, разгоняется до 100 км/ч за 3.5 секунды . Устройство этой модели очень напоминает настоящий автомобиль. В нем есть силовая установка, подвеска, амортизаторы, дифференциалы и электронная система управления. Да и поведение этой машины походит на оригинал. Радиус действия пульта управления – более 100 метров. Если катать ее на стадионе «Металлург», то она управляется по всему стадиону без ограничений.
А где их делают?
Ведущие бренды сейчас представляют США и Япония. Еще модели собираются в Китае, Малайзии и Тайване. На соревнованиях в классе внедорожников лидируют Американские бренды, а в шоссейных классах лидерство держат Японские бренды. Из-за плавающих курсов валют данное хобби входит в очень дорогой сегмент увлечений. Стоимость моделей колеблется от 15 тысяч рублей до 100 тысяч рублей. Правда, нынешний рынок стали завоёвывать Китайские бренды, которые предлагают модели по очень низким ценам. Их модели имеют базовый уровень оснащения и очень подходят новичкам, которые хотят попробовать себя в этом хобби.
Почему не часто?
Так как весь радиомодельный спорт в России существует за счет энтузиастов , то соревнования проводятся за счет владельцев моделей. Участники приезжают на трассу, платят вступительный взнос за участие, потом делятся на классы по моделям и соревнуются. Все вырученные деньга за участие идут организаторам, которые в свою очередь платят аренду за трассу и оборудование. Поддержки со стороны правительства или администрации города нет. Этот спорт живет за счет энтузиастов. Все, кто участвует в таких соревнованиях, по праву называются спортсменами. Они постоянно тренируются и оттачивают мастерство управления спортивной моделью, которую настраивают, тюнингуют и в некоторых случаях перестраивают.
Если бы со стороны властей была поддержка, то ситуация была бы лучше. Ведь за рубежом соревнования радио-моделистов проводятся за счет спонсоров с привлечением муниципалитета. В каждом крупном европейском городе есть минимум две большие, оборудованные трассы, на которых постоянно проводятся заезды или соревнования. К сожалению, в нашей огромной стране таких спортивных площадок очень мало.
Площадь Куйбышева
Кто в основном занимается автомоделизмом?
В этом хобби или спорте нет возрастного ценза. На соревнованиях в Самару съезжаются участники со всех соседних городов: Пензы, Саратова, Ульяновска, Тольятти и Казани. Возраст участников от 6 до 65 лет. Моделизмом в основном занимаются мужчины. Правда в Перми, Новосибирске и Екатеринбурге есть и девушки-пилоты, которые занимают призовые места наравне с мужчинами.
Какие есть в Самаре соревнования, гоночные на трассе и внедорожные?
Сейчас преобладает 3 типа заездов. Это шоссейные заезды с автомобилями, которые сделаны для гонок по асфальту. Они проводятся на специальной трассе с разметкой в Зубчаниновке. Трасса построена по европейскому стандарту двумя энтузиастами на территории бассейна.
Шоссейные гонки
Есть заезды на дрифт-моделях, мода на них пошла из Японии. Это шоссейные автомобили, которые настроены на езду в управляемом заносе. Самаре недавно появилась очень хорошая трасса в одном из дворов на Осипенко. У дрифтеров есть своя группа и расписание тренировок. Это очень специфический спорт. Здесь нужно чувство ритма, которое вырабатывается с годами.
Третий тип самый многочисленный и популярный это - внедорожники, которые делятся на много видов: багги, трагги, монстры, грузовики (шорты) и прочие. На таких моделях гоняют на трассе ДОСААФ на Южном Мосту. Трасса представляет собой дистанцию грунтовой дороги с трамплинами и крутыми виражами, спусками и подъёмами.
Вы тоже участвуете в соревнованиях?
После полугода одиночных заездов-покатушек по газонам и стадионам интерес к этому хобби стал пропадать. Но однажды через страничку жены «Вконтакте» я нашел группу самарских моделистов и узнал о предстоящих соревнованиях на Осипенко возле ракеты. Решил прийти в качестве зрителя . Гонки были достаточно жёсткие, машины носились на пределе возможностей, сталкивались, ломались и эффектно вылетали с трассы. Так как свою модель я эксплуатировал бережно, я решил, что это такие заезды не для меня, и оставил эту идею. Через некоторое время я зашел в местный магазин за запчастями, и меня там спросили: «У тебя хорошая модель, почему ты не участвуешь в соревнованиях?» Я ответил, что мне жалко свой грузовичок. Тогда мне сказали, что нет смысла хранить на полке спортивную модель, модель должна ездить. Она для того и сделана. Ну а поломки бывают не только в соревнованиях.
В итоге я пришел на соревнования и выиграл 2 заезда из 3. Я проехал без поломок. Это было очень весело, гораздо интереснее компьютерных игр или пива с футболом по телеку. Тогда я понял, что нет смысла иметь хорошую машину и не ездить на ней.
Менять детали можно самому?
Разобрать модель самому не сложно, а вот правильно собрать уже сложнее. Те, у кого модель достаточно простая, обслуживают её сами. Но на разборку, ремонт и сборку нужно потратить немало времени. Поэтому ,если времени не хватает или модель технически сложная и дорогая, то лучше доверить её профессионалам. Многие обращаются в единственный магазин-мастерскую в Самаре на улице Чкалова 90.
А вы как делаете?
Поначалу я просил совета и помощи у ребят из мастерской. Потом, перечитав несколько тысяч страниц Российских и иностранных форумов, стал делать всё сам. Правда, не всегда всё получается правильно и быстро. Но опыт не приходит просто так.
Наверное, сейчас стало меньше мест для гонок из-за ремонта и плитки?
Гонять по брусчатке не очень удобно. Модель ведёт себя непредсказуемо. Раньше, когда площадь Славы не была закатана в плитку, там можно было тренироваться и дрифтить даже на внедорожнике или багги. Там было очень удобно не только моделистам, но и роллерам. Раньше была хорошая, универсальная трасса для всех классов моделей на площадке перед музеем космонавтики построенная специалистами из ДОСААФ. Соревнования на этой трассе собирали огромное количество участников и зрителей. Но за несколько лет асфальт на этой площадке ни разу не обновлялся, и она пришла в негодность. Ей на смену пришла трасса в Зубчаниновке, но из-за того, что она находится внутри жилого сектора модели с топливными двигателями к участию не допускаются, а это ограничивает и число участников и число зрителей. Есть трасса для внедорожных моделей на территории автополигона ДОСААФ на Южном мосту, но после трёх этапов соревнований она тоже пришла в негодность.
До сих пор мы не можем найти трактор, который помог бы нам отремонтировать её и подготовить к заключительному этапу. Опять же поддержки от города нет никакой. А ведь моделизм это выход, это борьба с домоседством и интернет-зависимостью. Благодаря ему люди выезжают на свежий воздух, отрываются от ноутбуков и планшетов, получают живое общение и еще массу приятных впечатлений. Этот спорт нужно популяризировать, тогда у нас появятся хорошие трассы и крупные соревнования.
Фотографии предоставлены Александром Слэш