На днях в границах городского пляжа в акватории Волги около Ладьи на воду сел гидроплан марки ЧЕ-22, чем подверг серьезной опасности отдыхающих. Установили личность владельца летательного аппарата, запротоколировали нарушение и забрали на штрафстоянку транспортное средство сотрудники ФКУ «Центра ГИМС МЧС Самарской области». Progorodsamara.ru незадолго до вышеуказанного происшествия как раз сделал интервью с представителем подразделения - старшим государственный инспектором (руководителем) группы технического надзора Евгением Воистиновым. Евгений рассказал, чем занимается ГИМС, какие нарушения чаще всего происходят и почему минувшем летом на воде погибло так много людей.
У нас на учете состоит более 40 тысяч маломерных судов по всей Самарской области
Что входит в ваши обязанности, в чем состоит работа?
- Конкретно в мои обязанности входит обеспечение технического надзора за маломерными суднами. Освидетельствование маломерных судов, первичное освидетельствование, освидетельствование раз в 5 лет, освидетельствование перед переходом, освидетельствование после технических изменений. То есть я руководитель группы технического надзора над маломерными суднами и именно им и занимаюсь.
Когда и как начали этим заниматься?
- С 2005 года. Круг людей, которые работают на воде, он очень узкий, и в Самаре в том числе. Мы друг друга знаем и вот благодаря информации от них, что в 2005 году были свободные должности у меня все и случилось. Причем сначала было ГИМС Самарской области, не в системе МЧС.
А почему решили работать именно на воде?
- Как человек выбирает профессию? Наверное, по желанию. Что-то влекло — река Волга, бурлаки, которые тянут что-то по ней.
Какое обучение проходили, чтобы этим заниматься? Есть ли какое-то специальное образование?
- Есть, было, закончил. Если кто-то хочет работать в этой системе, может поступить в Нижегородскую академию, в Самарский речной техникум. У нас есть непрерывное образование — закончил техникум, тут же можешь продолжит обучение в Нижегородской академии. Филиал находится здесь.
На какие водоемы распространяется работа ГИМС?
- Куйбышевское и Саратовское водохранилища, а также все внутренние на территории Самарской области водоем: судоходные, несудоходные участки рек, озера и так далее. Все водные объекты Самарской области.
Все судна должны на учете состоять? Вот, например, я построю яхту, должен я ее как-то регистрировать?
- Яхта — это понятие парусного судна. Нам поднадзорны маломерные суда — до 20-ти метров. И с количеством людей, находящихся на борту, до 12-ти человек. Это 36 Федеральный закон, где дается определение тому, что такое маломерные судна. Соответственно, там установлено, что Государственной инспекции по маломерным судам в составе МЧС России поднадзорны маломерные суда до 20 метров, до 12-ти членов экипажа, как я уже сказал, и которые осуществляют некоммерческую деятельность. Такие же суда маломерные, но которые занимаются коммерческой деятельностью, нам не поднадзорны.
Много маломерных судов у вас на учете состоит?
- Более 40 тысяч по всей Самарской области.
Для маломерных судов ограничений по скорости нет
Что входит в технический осмотр таких судов, каким требованиям они должны отвечать?
- Все изложено в руководящих документах. Все судоводители об этом знают. Требования к техническому состоянию у них определены в техдокументации и судовом билете. Там указано оборудование и то имущество, которое в судне может находиться. При освидетельствовании и осмотре все это проверяется: корпус надстроек, механизмов и так далее. Плюс то оборудование, которое у них предопределено: спасательное, пожарное. Все есть в судовом билете.
Как часто проходит техосмотр судна и стоит ли это каких-либо денег?
- Проходит он раз в пять лет. Совершенно бесплатно.
Надувная лодка до 20 метров может считаться судном?
- Есть у нас определенная категория судов, которые вообще не ставятся на учет и на эти суда не нужно обучаться. Это суда весом до 200 кг и с двигателем до 10 лошадиных сил. Но они нам поднадзорны. На них распространяются все требования по ограничению, по обеспечению безопасности и так далее.
Какие ограничения скорости есть на самарских водоемах?
- У нас на Куйбышевском и Саратовском водохранилищах находятся не только маломерные суда, но и суда, которые занимаются коммерческой деятельностью и нам не поднадзорны. Те суда, которые осуществляют пассажирские перевозки, транспортные перевозки, перевозки грузов и так далее — на них распространяются тоже правила и в том числе определенные ограничения. Есть ограничения по скорости не маломерных судов, поэтому за них я говорить не могу. Для маломерных судов ограничений по скорости нет. В Самарской области законодательно это не определено.
Есть ли какое-то сезонное деление в вашей работе?
- Период навигации до 2006 года определял глава субъекта, согласно водному кодексу. После 2006 года с принятием ныне действующей редакции водного кодекса данный период не определяется. Поэтому у нас начало и окончание навигации определяется только выставлением судоходной обстановки. То есть с момента распыления льда и до момента его образования. В этот момент убирается судоходная обстановка — буи, вехи, которые находятся на воде.
Чем ГИМС занимается зимой?
- Надзор за обеспечением безопасности людей на водных объектах. То есть уже когда образуется ледовый покров, мы следим за обеспечением безопасности на льду. Предотвращением выездов авто, гужевого транспорта в запрещенных местах. Исключением провалов под лед. Вот чем и занимаемся.
За 2015 года на воде зарегистрировано 78 происшествий, 61 человек погиб
Много происшествий у нас происходит на воде?
- Происшествия есть. За 2015 год на текущий момент зарегистрировано 78 происшествий, связанных с гибелью либо с травмированием людей на водных объектах.
С чем связаны происшествия такие обычно? По причине чего они происходят?
- Неосторожное поведение на водном объекте гражданина или гражданки, в некоторых случаях - состояние алкогольного опьянения.
Как это все предотвратить? Проводятся какие-то работы?
- Конечно, они проводятся. Они проводятся, поэтому если 5 лет назад у нас была гибель порядка двухсот человек, то в этом году — 61.
Как выявляете нарушителей?
- В этом году более 500 нарушений выявлено и составлено административных протоколов и постановлений. Статьи разные — например, нарушение правил плавания, правил пользования маломерными судами.
Как наказываете нарушителей?
- Административными протоколами и административными постановлениями. В соответствие с протоколом предусмотрена сумма штрафа — от 100 рублей до 1500 рублей. Максимальное наказание — лишения нарушителя прав управления маломерным судном. Его принимает, как правило, судья.
С незаконной рыбалкой как-то боритесь?
- Мы нет. Это не в нашей компетенции.
Как дело в городе обстоит с незаконными перевозками?
- В этом направлении работаем совместно с полицией и прокуратурой. Такие случаи были. Перевозят пассажиров, граждан. Сами мы оперативно-разыскные мероприятия не ведем, только оказываем содействие. Со своей стороны мы оказываем помощь, чтобы факт незаконного действия удостоверить.
А как вообще выявляется факт нарушения закона?
- Представьте, вы живете на Волге, на своей маломерной лодке «Прогресс» перевозите друга на другой берег. Это разве незаконно? Законно. Берут ли деньги, не берут ли деньги — выявляют другие правоохранительные органы. Если количество пассажиров не соответствует норме — это уже наша компетенция, нет спасательных средств на всех пассажиров и экипаж — наша компетенция, если дети без сопровождения взрослых — наша компетенции. Мы на эти моменты обращаем внимание, наказываем — предупреждаем либо штрафуем. А как там осуществляется перевозка и сбор денег — это уже другие органы.
Самое частое нарушение — нарушение правил плавания
Поиск утопленников входит в ваши обязанности?
- Нет, этим занимается поисково-спасательная служба Самарской области. У нас несколько другие полномочия — обеспечение деятельности пляжей — мест массового отдыха, контроль за несанкционируемыми местами массового отдыха, то есть приемка пляжей — эта наша деятельности. Водолазов у нас нет — мы погибших не ищем.
Какие самые распространенные нарушения допускают владельцы маломерных судов на наших самарских водоемах?
- Нарушение правил плавания. Маломерные суда либо пересекают в неположенных местах, либо подходят к неположенным местам, либо пересекают курс вблизи идущего немаломерного судна, то есть находятся в опасной близости. Либо заходят на территорию пляжа.
Очень много жалоб на гидроциклистов. Как-то боретесь с ними?
- Точно также, как с нарушителями на маломерных судах. Гидроциклы нам поднадзорны — это считается бескорпусным маломерным судном. Также их привлекаем к ответственности.
Чем занимается патрульная служба ГИМС?
- У нас есть группа патрульной службы, которая укомплектована государственными инспекторами. У них те же самые полномочия, что и у меня. У меня направление несколько узкое и у них свое — своеобразное, то есть работа больше на воде. Но полномочия одинаковы. Их управление — это работа на патрульных судах по вопросу обеспечения безопасности и надзора за маломерными судами. Оснащены они хорошими качественными судами и очень мощными моторами.
Где получить права на управление маломерным судном?
- Сначала нужно обратиться в организацию, которая занимается подготовкой водителей маломерных судов. Это есть такие образовательные учреждения, мы с ними взаимодействуем. Обучившись там нужно обратиться в Центр ГИМС МЧС России по Самарской области на Антонова-Овсеенко, 59. Там уже все расскажут. Назначат дату экзамена, который состоит из двух частей — теоретической и практической. Оказание государственных услуг — бесплатно, собирается только госпошлина: за выдачу удостоверения и тому подобное.
Часто сталкиваетесь с пьяными водителями, есть по ним какая-то статистика?
- С ними как раз представители патрульной службы сталкиваются чаще. Но могу сказать, что определенная статистика у нас есть. Не большая, но есть. К сожалению, все материалы по таким судоводителям направляются в суд, и там уже принимается решение. Добиться определенного решения о лишении мы не можем — это решение судьи конкретного. Поэтому таких случаев мало.
Много нарушителей пришлось оштрафовать?
- 688 человек за 2015 год.
Получалось так, что вам приходилось спасать людей после происшествий на воде?
- Да, такая статистика у нас есть. Спасено 37 человек. Цифра на самом деле больше, это подтвержденные. Именно сотрудниками ГИМС спасено 10 человек.
Положительна ли статистика по сравнению с прошлым годом?
- К сожалению, происшествий произошло меньше, а погибших больше. Вы помните, какой у нас был конец мая и июнь. Очень теплая погода. Большая часть погибших как раз за тот период. Погода жаркая, вода еще холодная, очень много людей купалось. И как раз из всего числа погибших — одна треть на первую половину лета.
Много ли незаконных стоянок для судов?
- Конечно. Те лодочные базы, которые стоят у нас на учете, они зарегистрированы и к этим стоянкам нет претензий. А есть те места отстоя, которые организуют определенные люди, у нас на учете не стоят. Мы их выявляем и передаем эту информацию заинтересованным органам, потому что они занимают водную акваторию и землю. Там уже принимают меры и реагирования. Поскольку они у нас не на учете, то мы не можем реагировать, можем только выявлять. Подобные мероприятия у нас проводятся по плану.
Лично вам удавалось спасти человека?
- Нет, но был случай, когда через Татьянку там проезжал джип, ну и молодежь там была, они как раз ехали развлекаться. И они упали, прямо возле нашей базы. Вот, Сергей Дмитриевич Агафонов — старший госинспектор группы патрульной службы № 1. Вот он участвовал в спасении этой молодежи, к сожалению не всех удалось спасти.
Я слышал, что в работе ГИМС используются алкотестеры...
- Точно также как на земле, как в случае с автомобилистами на дороге. Если у нарушителя показано какое-то содержание промилле в организме, необходимо посылать его на улицу Победы, 90. Точно также, как и на дороге.