Самарский общественник, потерявший руки: Вы задумывались о том, как сложно надеть носки?
26-летний Алексей Таранцев потерял обе руки в 18 лет. В день трагедии студент-второкурсник играл в экстремальную игру «Дозор». Алексей пытался залезть на столб радиовышки, выполняя очередное задание игры. Прикоснулся к проводам и прошитый насквозь электричеством потерял сознание. Потом были долгое лечение и реабилитация.
Сейчас успеху Алексея могут позавидовать многие здоровые сверстники. Он возглавляет инклюзивный клуб добровольцев, созданный в 2014 году. Организация изменила представления многих горожан о людях с ограниченными возможностями.
ProGorodSamara.ru встретился и поговорил с Алексеем. И это оказалось не так и просто, ведь он ездит по всей стране и делится уникальным опытом Самары с другими регионами. Накануне публикации стало известно, что он вошел в состав центрального штаба «Общероссийского народного фронта».
О клубе
- В 2014 году стало понятно, что инклюзивные технологии в общественной и волонтерской деятельности востребованы, но этим мало кто занимается, а у людей с инвалидностью на это очень большой запрос. Тогда проект клуба вошел в ТОП-10 перспективных добровольческих инициатив на форуме «Селигер». Сейчас мы не занимаемся волонтерством в чистом виде. Делаем всего понемногу, испытываем разные методы, после чего делимся опытом с ребятами из других регионов.
Я очень горжусь нашей школой журналистики. Два года люди с ограниченными возможностями, и не только они, проходили обучение у журналистов, блогеров и фотографов, после чего оказывали информационную поддержку на различных городских мероприятиях.
Другое достижение - инклюзивный городок на форуме «iВолга». В первый раз его разбили в 2015 году, тогда было непонятно, как среди дикой природы смогут жить ребята с инвалидностью, ведь там и здоровым бывает нелегко. Для молодых инвалидов раньше были недоступны возможности, предоставляемые социально-ориентированными НКО и госучреждениями. Например, предлагается множество грантов на социальную деятельность. Чтобы его получить, нужно многому научиться от бюджетного проектирования до ведения отчетности. Этому учат на летних молодежных форумах, и раньше инвалиды туда просто не могли попасть. Если в 2015 году от нас было два призера, то в этом году — шестеро, которые получили в общей сложности гранты на 1,1 млн рублей.
Третье направление - студия инклюзивного танца, открытая весной 2016 года. Очень здорово, что был найден спонсор, который выделяет средства на еженедельные занятия по самым разным направлениям танца. Молодежь бесплатно занимаются у профессиональных хореографов и научиться самым разным танцам.
Волонтеры ЧМ
- Для нас очень важно, чтобы молодые люди с ограниченными возможностями здоровья получили возможность принять участие в волонтерских программах будущего ЧМ. Нам твердо пообещали, что такую возможность инвалидам дадут. Уже несколько ребят из Самары прошли регистрацию на ЧМ. Клуб хочет стать своеобразным «мостиком» между инвалидами и организаторами.
Электропротез Алексея, созданный в Германии и собирающийся в России, стоит около 1 млн рублей. Столь дорогое устройство оплатило государство
О себе
- Вплоть до 21 года я не думал, что займусь общественно-социальной работой. Благодаря усилиям родственников и друзей, я смог закончить СамГУ, получить очное высшее образование и вернуться в активную жизнь. Сразу стал работать с молодежью и подростками с инвалидностью. Тогда и пришла в голову мысль, почему мы имеем такое положение в обществе, когда к нам приходят и дают какое-то благо? Сложно тогда было: нашу работу мы начинали без какого-либо опыта? и во многом в ней нам даже и помочь советом никто не мог. Непростым был вопрос, как создать такой проект, в котором комфортно себя чувствовали и могли работать вместе люди с инвалидностью и без.
О принятии
- Я благодарю своих родных и друзей, которые не позволили мне тогда замкнуться в четырех стенах. Через несколько месяцев после выписки из больницы меня буквально выпихнули в университет, чтобы я продолжил учебу. Друзья приезжали, приглашали куда-то и помогали с выездами из дома. Они меня вернули в компании, к любимым увлечениям. Тогда я был поглощен спортивным «Что? Где? Когда?». Наверное, игра мне давала мотивацию для развития и чувство того, что я необходим. Вообще, когда человек вместе с близкими попадает в подобную ситуацию, то в первую очередь, нужно создавать мотивацию. Не взирая на то, что появилась инвалидность, старые увлечения нельзя бросать, они помогают адаптироваться к новому состоянию. И, конечно, в собственной реабилитации мне помогла общественная работа.
Быт без рук
- После получения инвалидности с бытом было сложно. Приходилось учиться пользоваться левым функциональным протезом. Первый протез был неэлектрический. Работать им было очень сложно и в первые годы я мало? что мог. Верхом самообслуживания было достать проездной в трамвае. Когда у меня появился электрический протез, то появились новые проблемы. Он очень плотно прилегает к коже, и поначалу через 3-4 часа натирались кровавые мозоли. Сейчас я могу носить протез по 3-4 суток без большой проблемы для себя.
Сейчас я не ношу правый протез, он достаточно неудобный и чисто косметический. Например, зимой, когда я в куртке, прохожий даже и не поймет, что у меня двухсторонняя ампутация рук. А отказался я от него на одном из летних форумов в Анапе, куда меня позвали обучать волонтеров со всей страны. Работы было много, и не было времени даже присесть. И как-то само так получилось, что протез я снял, и с тех пор и не пользуюсь им. Мне потребовались годы, чтобы заново научиться элементарным для обычного человека вещам. Например, носки. Вы задумываетесь, как надеваете носки? А это не так-то и просто.
Сейчас я могу готовить еду, одеваюсь и раздеваюсь самостоятельно. Я живу в собственной квартире со своей девушкой, практически семейной жизнью.
Об излишней жалости
- Если спросить у человека на улице, как они представляют инвалида в самарских условиях, то большинство расскажут вам про инвалида-колясочника в переходе, который просит милостыню. Это показатель отношения. От нас не ждут, что мы станем успешными профессионалами или будем вести активный образ жизни, как будто инвалид - это вечный благополучатель и никогда не сможет сам дать ничего полезного. Жалость - это одна из больших проблем психологии человека с инвалидностью. Многие начинают верить и привыкают к этому. Появляется ощущение, что тебе вокруг все обязаны. Глубоко внутри у такого человека появляется установка, что он такой замечательный, только потому что у него нет руки или ноги. Это мешает даже талантливому человеку развиваться.
Об инфантильности людей с ограниченными возможностями
- Буквально на днях услышал историю о самарских волонтерах, работавших в Крыму на доступном пляже. И когда однажды эти ребята по расписанию ушли на обед, то после их подопечные на колясках им стали в грубой форме высказывать, что так делать нельзя, а им нужна постоянная помощь. Волонтеры оказались в непростой психологической ситуации — они приехали и помогают, но и имеют право на прием пищи. Это сложная тема, неразрывно связанная с инфантильностью и инертностью большинства инвалидов. Даже сейчас, когда для людей с ограниченными возможностями появились многие перспективы, например, тот же инклюзивный городок, желающих совсем немного. Даже молодые люди привыкли сидеть в четырех стенах и не стараться что-то сделать. Для многих это психологический удар: «как так-то, к нам относятся как к равным, не только с точки зрения прав, но и ответственности?!» А с возрастом эта ситуация только ухудшается.
Что делать, если стал инвалидом
- Нужно понять, что ему нравится и находить возможности для развития, с помощью общественных, государственных организаций, бизнеса. Нужно преодолеть себя, общаться как можно с большим количеством людей и преодолевать свои ограничения ради цели. Для примера - вряд ли я научился бы надевать носки с двусторонней ампутацией рук ради самих носков. Я учился этому, чтобы поехать в вуз, учиться и увидеть своих друзей.