Татьяна Толстая в Самаре: «Нудизм начинается почему-то после 45 лет»
В конце прошлой недели в Самару приехала писательница и телеведущая Татьяна Толстая. Она провела в нашем городе несколько дней, в частности, в субботу, 16 ноября, она присутствовала на спектакле о жизни своего деда, писателя Алексея Толстого. После представления Татьяна Никитична ответила на вопросы самарцев.
О Буратино. Первым делом Толстая довольно жестко прошлась по скульптуре героя сказки ее деда «Буратино», о которой она негативно отзывалась еще накануне. «Скульптуру Буратино надо снести!» - сказала она. А о «Знаке, с которым все фотографируются», который был установлен на площади Славы по идее ее сына, известного дизайнера Артемия Лебедева, она напротив сказала достаточно мягко: «Знак не претендует на звание произведения искусства как статуя Буратино, он просто забавный».
Об Алексее Толстом. Отвечая на вопрос о своем знаменитом родственнике Алексее Толстом, который родился в Самарской губернии, Татьяна Никитична сказала так: «Вы думаете, что он был центром нашей семьи и мы водили вокруг него хороводы? Нет, центром был каждый из нас. Поэтому я не могу сказать, что я помню из того, что мне в детстве рассказывали о дедушке. Он умер до моего рождения. И тех пор я воспользовалась возможностью прочитать о его жизни».
О детстве. По словам Толстой, в детстве ей не верили, что она внучка писателя. «Как-то в кружке меня спросила одна девочка, имею ли я отношение к писателя Толстому. Мне было лет 12. Я ответила, что, он мой дедушка... «Вруша! Вруша!» Это была обычная реакция, - вспоминает Татьяна Никитична. - А моим детям проще — у них другие фамилии. Но от того, что у них такой знаменитый дедушка, им прикольно. Но не более того».
Об Артемии Лебедеве. Рассказала Толстая и о своем знаменитом сыне Артемии Лебедеве: «Люди наивно принимают твой образ, твой художественный аватар за тебя самого. Человек не равен тому, как он выступает в своем творчестве. И Артемий как личность не соответствует тому образу, который выносит на публику. Но вам остается довольствоваться только этим образом».
О чтении. Толстая на вопрос об общем уровне культуры в России и том, что люди совсем перестали читать, сказала, что простым чтением культуру не поднять. «Уровень культуры падает, но через чтение он не поднимется. Сейчас проблема не в том, что люди променяли чтение на кино, а том, что они разучились работать левым полушарием мозга и считывать образы и метафоры, которые создаются автором. Сейчас все хотят получать информацию напрямую... Что вы предлагаете сейчас читать? И чтобы что после этого случилось? Я не уверена, что чтение научит думать того, что думать не умеет. Глупый не станет умным. Повышать общий уровень культуры надо, но только простым чтением.
О нудизме. Высказалась Толстая и о своих политических взглядах. «Я либерал, да. Либерал в том, что я максимально толерантна ко всем видам человеческого существования. Конечно, есть вкусовые ограничения... Я центристский либерал. Это подразумевает некоторые элементы консерватизма. Ну например, не надо ходить по улице голым. Это не свобода тела, а свобода раздражать людей своим малоопрятным телом. Потому что нудизм почему-то начинается после 45 лет. Что-то молодые и красивые голыми не хотят. А вот если женщине хорошо за 60...!» - смеясь, говорила Толстая.
О пластических операциях. Кстати, она добавила, что совсем не против и пластических операций. «К пластическим операциям отношусь положительно, считаю, что многим они нужны!.. - с полушуткой сказала Толстая. - В Москве я езжу на метро, это мой транспорт. И вот сидит женщина, рожа явно требует пластической операции. А на ней золото, золото, меха, в них жарко, из-под мехов выглядывает люрекс. На губах красная помада. И видно: не на то потрачены деньги... В наше время пластика — это необходимая гигиеническая процедура».