Уродливые дома, безразличие ко всему и хамство - что самарцам не нравится в родном городе
Михаил Губернаторов, 28 лет, журналист
- Самара стала для меня родной 11 лет назад. Я ее всю исходил, обнюхал и "обслушал". Удивительные красоты природы граничат у самарцев с удивительным нежеланием это сохранить. Я рискну списать это на купеческое мышление. Когда все поярче и подороже, не как у всех, и пусть это бестолково. У нас в городе все самое большое, уникальное, неповторимое. При этом, дома строятся ужасной планировки, не пригодные для жизни. И внешне, и внутренне - серые пещеры. Отреставрированные здания красят в вульгарные оттенки, выдавая за тенденции. И мы совсем не хотим желать что-то свое. Либо как у всех, но чуть больше, либо как за границей. Но тоже с приставкой "а у нас". И при всей этой любви к великолепию пёстрых цветов самарцы - страшные грязнули, хотя современные и интересные люди. Сколько раз видел как люди кидают окурки, фантики, коробки, а после возмущаются замусоренности. И пусть об этом сказано много, но дело не меняется. И остаётся только догадываться, мусорить - это просто привычка, или это тоже акт украшения города пёстрыми фантиками?
Алла Кристалл, психолог, 33 года:
- Я родилась в Куйбышеве. Люблю ли я свой город? Да! Почему? Потому что в нем соединены природа (Великая Волга, Жигулевские и Сокольи горы), архитектура прошлых веков (Старая набережная) и цивилизация (бизнес процветает в нашем городе, вузы нашего города в 10-ке лучших в России). Что не нравится? Много рекламы: баннеры на улице, на самарском радио и телевидении, телефонных звонках. Молодежь не успупает места в общественном транспорте. Хамское отношение автомобилистов, да и пешеходов. Такое ощущение, что кто кого "задавит". Большое количество людей, которые просят милостыню. Значит, в нашем городе, да и государстве в целом, не созданы благоприятные условия, чтобы на всех был кров и стакан воды с щепоткой соли. А главное, что не то, что не нравиться, а пугает - это то, что люди в "колпаках", не видят и не чувствуют, что происходит вокруг, живут "на автомате". Таков самарский менталитет.
Александр Пашин, архитектор, 34 года
- Всю свою осознанную жизнь я прожил в Самаре, в Советском, Кировском, Октябрьском районах города и не понаслышке знаю, что такое панельные микрорайоны «Шоколадки», поствоенные кварталы Безымянки, комфортная застройка у Ладьи и простор проспекта Ленина. Зачастую я задумывался о том, что для меня значит Самара и всегда приходил к однозначному выводу, что это по-настоящему мой город, место без которого я не представляю свою жизнь.
Есть только одно «но» - то, что практически всегда поражает и удивляет меня в образе Самары. Я бы определил это как повсеместное безразличие и безответственность в том, что нас окружает и создаётся вокруг.
Я постоянно задаюсь вопросом: почему у нас при ремонте дорог сначала перекапывают все возможные тротуары, укладывая плитку сначала там, где нет ни одного пешехода, и только в последний момент там, где они есть, обрекая людей на многомесячные трудности, когда достаточно лишь начать с другого конца? Почему при организации пешеходных переходов их ликвидируют в местах сложившегося пешеходного трафика и организуют там, где никто не ходит? Почему подземный переход станции метро «Алабинская» - настолько длинный, неудобный и бесполезный, что большинство людей, несмотря автомобильное движение и ограждения, переходят снаружи? Почему всем безразличны интересы своих же соседей, и для чего мы все это делаем, если результат так часто приносит больше разочарования и удивления, нежели удобства?
Ответ на эти вопросы для меня в том, что в нашем городе за последние лет сто привыкли к тому, что всё вокруг общее, то еть ничьё, никто конкретно ни к чему отношения не имеет. Ни обычный житель, ни представитель бизнеса, ни представитель власти. Нет хозяина - нет и ответственности, а значит всё делается спустя рукава.
Мне кажется, что сейчас необходимо формирование нового более рационального мышления. В нашем городе настаёт потребность в большей активизации жителей с определением конкретных задач и проблем, ответственность за выполнением которых должны нести не абстрактные министры и губернаторы, а те, кто максимально приближен к их решению, и чья карьера напрямую зависит от качества среды жителей. Безразличие становится невыгодно, когда ты за всё платишь из своего кармана, когда понимаешь, что государственных денег не существует, а есть только деньги твои, как налогоплательщика. Необходимо объединение власти, жителей и бизнеса в единое целое, как равноправных участников внутригородских процессов с взаимной поддержкой и взаимной ответственностью.
Евгений Скрипин, инженер, 24 года
- Самара – уездный город, третья столица, один из 15 городов-миллионников России. Изначально, как мне показалось, вопрос что мне больше всего не нравится в моём городе, виделся очень легким. Я родился в этом городе, живу в нем и видел более 20 городов нашей страны, но на самом деле вопрос вышел очень сложным и потребовал много времени на ответ.
Начнем по порядку, наш город из-за советского прошлого получил глобальную проблему – наличие заводов и производственных площадок в центре города, хоть в историческом, хоть географическом. Центр Самары был наполнен такими заводами как ЗИМ, Волгакабель, Подшипниковый завод, Завод клапанов, Мебельная фабрика и так далее. Сейчас решением этих вопросов занимаются девелопменты, но тут мы наталкиваемся на реальность России, где бизнес готов вкладывать деньги в проекты с минимальными затратами и максимальной прибылью, так на лице нашего города появляются страшные никчемные отштукатуренные дома-коробки, которые не представляются из себя никакой архитектурной ценности. От этого не хочется смотреть на городскую панораму. Из этого выходит следующий пункт - отсутствие лица города, про многие крупные города можно сказать – обязательно посмотрите вот это … , но что можно посмотреть в Самаре? Театр оперы и балета, Самарскую площадь, набережную, костел? Ничего из выше указанного нельзя представить как символ города. От этого и ведут туристов первым делом на дно, чтобы их напоить, и виды казались уникальными. И к счастью, это всё, что меня раздражает в Самаре.
Пробки – это специфика дорожной инфраструктуры, дороги – они не хуже, чем в большинстве городов, мусор – сами жители в этом виноваты. Самара всё также остается прекрасным городом на берегу реки Волги, в котором можно развиваться, как профессионал и спокойно отдохнуть летом.
Игорь Сергеев, водитель 49 лет
- Самое раздражающее в нашем городе — это культура общения друг с другом. Я, как водитель, постоянно сталкиваюсь с дорожным невежеством. Люди, даже самые добрые и приятные в обычной жизни, превращаются в озлобленную массу, когда въезжают на дорогу. Подрезают, ругаются, догоняют и даже дерутся. Я всё понимаю, дорожное движение — это зона повышенного стресса, но надо держать себя в руках, наверное. Свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Пытаясь выхватить зелёный коридор, где нибудь на Московском шоссе, не стоит забывать, что на дороге находятся другие люди, и они тоже куда-то едут. Но дорога — это ещё полбеды. Когда люди выходят из машины и ступают на твёрдую землю, они уже заряжены на негатив. И эта ненависть начинает работать и жизни. В публичных местах, магазинах, в кино. К сожалению,. злость провинциальных людей, как русский бунт, - бессмысленный и беспощадный.