Жителям Самары рассказали, как справиться со стрессом и вернуть интерес к работе
Пандемия коронавируса отступает, в России количество выздоровевших устойчиво превышает число заболевших. На фоне этого ограничения ослабевают и компании постепенно отменяют удаленную работу. При этом психологи предупреждают о том, что при возвращении в офис у сотрудников может снизиться мотивация и производительность труда. Это происходит из-за «обратной адаптации» сотрудников: людям приходится заново привыкать к работе в офисе. В интересах работодателя — сделать все, чтобы этот процесс не затягивался. Эксперты «Манго Телеком», поставщика профессиональных коммуникационных решений, подготовили рекомендации, как пережить этот период: компаниям — не провалить бизнес-показатели и не потерять ценных сотрудников, сотрудникам — сохранить интерес к работе и вернуть настрой.
Стресс — это норма
Первое, что просто необходимо принять: стресс при возвращении в офис в той или иной мере испытывают все: и руководитель, и сотрудники. За несколько месяцев дистанционной работы у всех сформировался новый график, ритм и привычки. Все это невозможно просто взять и отменить — приказом сверху. Неудивительно, что человек, который проснулся гораздо раньше обычного, чтобы доехать до офиса, к середине недели уже не светится от счастья и не готов к трудовому подвигу. Но если начать «закручивать гайки» или сходу максимально строго спрашивать с сотрудника, есть риск окончательно все испортить.
«Безусловно, руководителю сейчас важно знать реальный результат каждого подчиненного. Это нужно не для того, чтобы обвинять отстающих, а чтобы определить, кому нужна помощь», — советуют в «Манго Телеком».
Те же цифры можно использовать совершенно иначе, тактичнее: не как упрек слабым, а как ориентир на сильных.
«Достаточно просто вывести на экран в офисном пространстве текущие показатели, чтобы у человека возникло понимание, сколько делается и сколько надо, а в команде появилась позитивная конкуренция: необязательно «догнать и перегнать», но как минимум «не отставать от лучших с большим отрывом», — убеждены эксперты.
План А
В идеале каждому руководителю следует иметь план адаптации для своих подчиненных — перечень конкретных действий, которые последовательно, но настойчиво будут выводить подразделение на нужный результат. Хорошо, если у лидера есть харизма и навыки мотивационного оратора, чтобы настроить сотрудников на работу. Но еще лучше, если «прокачка» будет не только психологической.
«Это отличное время для мозговых штурмов, разбора интересных практик, обучения, — говорят специалисты. — Возможность проявить творчество, получить новые знания или развить навыки позволит быстрее втянуться в работу. К тому же исследования показывают, что люди ощущают себя более востребованными, а значит сильнее мотивированы, когда компания дает им расти профессионально». Естественно, отдел продаж не может и не должен на целый день превращаться в институт повышения квалификации, но «разбавить» работу с клиентами короткими групповыми тренингами или креативными сессиями будет полезно с точки зрения вовлеченности.
Худшее, что может сделать сейчас руководитель, — полностью предоставить людей самим себе: не объяснить текущий момент, не показать, какие задачи в приоритете, не дать эмоциональный заряд, а просто «поставить к станку» и требовать высоких результатов.
«… А дома лучше»
В любом коллективе обнаружатся те, кто не считает возвращение в офис нужным и обязательным — вопреки решению директора. Если политика компании это позволяет, руководителю стоит рассмотреть варианты удаленной работы.
В этом случае противопоказано пользоваться эмоциональными оценками. Правильно — сравнить производительность по отчетам о работе из дома и из офиса. И если отчеты действительно покажут, что дома лучше (больше звонков клиентам, успешных переговоров, закрытых сделок), — надо отпускать. В конечном итоге так выгоднее для бизнеса.
Те же самые отчеты станут аргументом и для тех, у кого показатели работы в офисе лучше, чем дома. Например: «Посмотри, здесь ты реально эффективнее, а значит и премию зарабатываешь больше».
«Говори Москва, разговаривай Россия…»
Допустим, сотрудник не согласится с данным аргументом, потому что предпочтет лишнему заработку больший комфорт. Но надо понимать, что возможность работать удаленно сейчас в принципе становится преимуществом для кандидата при решении о выборе работодателя. Имея прочие равные, хороший специалист, вполне вероятно, пойдет в ту компанию, где есть возможность работать удаленно. С одной стороны, это риск потерять ценные кадры, с другой — наоборот, шанс их приобрести, если пользоваться негибкостью конкурентов.
Еще одна тенденция — активный региональный наем. «Многие компании обрели уверенность в том, как контролировать сотрудников и управлять их задачами на удаленке, — констатируют в «Манго Телеком» — Эти механизмы вполне универсальны, и если московская компания может работать с человеком, который каждое утро включает компьютер дома, например, в Химках, то почему нельзя точно так же работать с человеком из Новосибирска?».
Хорошие региональные специалисты в перспективе будут все чаще трудоустроены в Москве или Санкт-Петербурге, и столичные кадры получат в их лице конкурентов за рабочие места — по крайней мере, на линейных позициях, прогнозируют в «Манго Телеком».