Жителям Самары рассказали о древнем празднике народов Поволжья "Похороны чехони"
В религиозной традиции народов Поволжья особую роль играли общественные моления: учук – у чувашей, озксы – эрзян и мокшан. У русских общественные моления, по понятным причинам, связаны исключительно с христианской ритуальной практикой.
Если в сельской местности народ худо-бедно придерживался религии предков, то ритуальная составляющая городского жителя под влиянием христианства полностью переформатировалась. Впрочем, в Самаре вплоть до начала XX века проходило общественное мероприятие, в основе которого сохранилась древняя ритуальная практика.
Известный самарский купец Константин Головкин зафиксировал в своих дневниках необычный городской праздник со странным названием «Похороны чехони».
Первое воскресенье после Троицы (заговение) с давних пор жителями Самары празднуется довольно своеобразно, называя этот день «Похороны чехони». Обыкновенно захватив с собою самовар, закуски и главным образом достаточное количество выпивки, обитатели едут на лодках на целый день куда-либо за город на острова на ту сторону по Волге и по Самарке, а некоторые в Постниковскую рощу. Возвращаются обыкновенно довольно поздно, будучи изрядно навеселе, а иногда и сильно помятыми.
Обычай именно так справлять этот день объясняет следующее придание, а может быть и быль. Когда-то давно, весною, во время разлива Волги, по ней вверх двинулось большое скопище волжской селедки, которая называется «чехоней».
А в это время вода спадала, и огромное количество рыбы как-то осталось на сухом берегу. Рыба стала гнить, разлагаться и угрожать заразой. Администрация привлекла местное население к работе зарыть, «похоронить» испортившуюся рыбу в землю, а вместо платы деньгами расплату произвела водкой. Люди были крайне довольны.
Событие это случилось как раз в первое воскресенье после Троицы, в заговенье, и осталось в памяти народа как приятное воспоминание, а потому праздник этот стали повторять каждый год, что с течением времени вошло в обычай. Теперь уже жители не доискиваются причин первоисточника его, а просто каждый год по-своему весело справляют этот день, уезжая на лоно природы».
Так что же праздновали жители Самары? Как известно, первое воскресенье после Троицы по всему нашему богоспасаемому Отчеству деревенский люд отмечал «похороны Костромы» — весенне-летний обряд, относящийся к ритуалам «проводы-похороны». Возможно, городское русскоговорящее население Самары зафиксировала схожий ритуал, который совершило местное население губернии - чухна, чухонь, чухонцы, то есть - мордва и чуваши. Со временем «чухонь» переформатировалось в более понятное самарцам слово «чехонь», которое связалось в сознании людей с неким реальным событием – уборкой с берега мёртвой рыбы.
«Похороны чехони» - старинный городской праздник, отмечавшийся в Самаре ещё в начале XX века и проходивший в один день весенне-летним ритуалом «Похороны Костромы». Предположительно, первоначально, слово «чехонь», звучала как «чухонь» - пренебрежительное название местного населения: мордвы и чуваш. В основе этих праздников, возможно, лежит древний ритуал жертвоприношения молодой девушки. Отголоски ритуала сохранились в легендах села Новинки на Самарской Луке.
Автор текста: Олег РАКШИН