Bloomberg: резкое падение продаж машин в РФ грозит китайскому автопрому

Дмитрий Павлов Автор статьи

В 2022 году китайские автопроизводители значительно расширили присутствие на российском рынке. Уход зарубежных компаний создал благоприятные условия для роста их доли. Однако, как сообщает Bloomberg, этот период стабильности может скоро закончиться. Резкий рост утилизационного сбора и подорожание кредитов снизили покупательную способность россиян. Продажи новых автомобилей упали на 25%, а импорт из Китая сократился на 62%, что усилило давление на китайских автопроизводителей и заставило их искать новые рынки.

Некоторые страны ограничили импорт китайских автомобилей. ЕС ввёл дополнительные пошлины до 35% на электромобили, обвинив их в недобросовестной конкуренции из-за государственных субсидий. В США и Канаде действует 100% пошлина на китайские автомобили, а Мексика рассматривает подобное решение.

В 2023 году Китай стал крупнейшим экспортёром автомобилей, во многом благодаря спросу из России. По данным китайской таможни, в 2024 году Россия занимала почти пятую часть всех китайских экспортных поставок.

Сокращение российского рынка повлияло на результаты трёх ведущих китайских брендов. За первые восемь месяцев 2025 года экспорт Geely упал на 8%, заставив компанию искать новые рынки, такие как Бразилия, Южная Африка и Италия. Экспорт Great Wall Motor почти не изменился, а Chery увеличила поставки на 11%, хотя годом ранее рост составил 25%. Конгломерат BYD, который официально не представлен на российском рынке, удвоил продажи за рубежом.

По мнению аналитика UBS Group AG Пола Гонга, автопроизводителям нужно активно искать новые рынки, особенно в регионах с высоким экономическим потенциалом, таких как Ближний Восток и Латинская Америка, сообщает "Carexpo".