Эксперт Канунников: как у советских граждан появлялись иномарки – три способа

Анастасия Федосеева Главный редактор

В период существования Советского Союза владение личным автомобилем было редкостью, а импортные транспортные средства считались недоступными для большинства граждан.

Согласно официальной статистике, доля иностранных автомобилей в личном автопарке СССР составляла около 4%, однако эта цифра, вероятно, была завышена за счёт автомобилей, оставшихся в стране после Второй мировой войны.

Обладание иностранным автомобилем было не только символом престижа, но и сложной задачей. Даже для отечественных машин было проблематично приобрести запасные части, а обслуживание импортных автомобилей вызывало дополнительные сложности. Тем не менее, определённые категории граждан находили способы приобретения зарубежных транспортных средств.

Существует три основных способа получения иностранного автомобиля:

1. Покупка за границей. Данный вариант был доступен лишь ограниченному кругу лиц, включая известных деятелей культуры, искусства, науки и журналистики, которые имели возможность заработать валюту и получить разрешение на ввоз транспортного средства. Ежегодное количество импортируемых в страну автомобилей составляло десятки единиц.
2. Покупка у иностранцев, работавших на территории СССР. Дипломаты, предприниматели и журналисты, покидая страну, часто реализовывали свои автомобили через специализированные структуры или непосредственно, иногда нарушая законодательство. Лучшие автомобили доставались лицам, близким к властным структурам, в то время как остальные поступали в специализированные магазины, где их могли приобрести граждане, имеющие соответствующие разрешения.
3. Покупка у советских владельцев. Формально этот способ был легальным, однако на практике представлял определённые трудности. Официальные цены на импортные автомобили были занижены, в то время как на чёрном рынке стоимость престижных моделей могла значительно превышать цену новой отечественной машины.

Несмотря на существующие ограничения, энтузиасты находили способы обслуживания и ремонта своих иностранных автомобилей, используя запасные части от отечественных транспортных средств или изготавливая их самостоятельно. Владение иностранным автомобилем в СССР являлось признаком высокого социального статуса и особого положения, а также отражало интерес к автомобилям и стремление к индивидуализации, пишет "ЗаРулем".