У похороненных в Вильнюсе солдат Наполеона обнаружили паратиф С и возвратный тиф

Анастасия Федосеева Главный редактор

В июне 1812 года Наполеон Бонапарт с армией в 500-600 тысяч человек вторгся в Российскую империю. В сентябре французские войска без сопротивления вошли в Москву, но город, охваченный пожаром, стал для них ловушкой. Наполеон начал отступление.

Отступление французской армии из России с октября по декабрь 1812 года обернулось катастрофой. К концу года армия сократилась до жалких остатков.

В 2001 году в Вильнюсе во время строительства нашли массовое захоронение солдат, погибших после битвы на Березине. В общей могиле лежали останки 3269 человек, почти все — мужчины. Там же обнаружили фрагменты военной формы и кости лошадей. На костях не было следов ранений, что подтверждает отсутствие боевых действий в Вильне. Солдаты погибли из-за голода, истощения, болезней и суровых погодных условий.

Два десятилетия назад исследователи опубликовали результаты анализа останков и одежды из этой могилы. На фрагментах одежды нашли остатки платяных вшей, которые переносят возбудителя волынской лихорадки — бактерии Bartonella quintana. ДНК этого патогена обнаружили в зубах семи человек, а у троих — ДНК возбудителя эпидемического сыпного тифа — риккетсии Провачека (Rickettsia prowazekii).

Современные исследования Реми Барбье из Института Пастера и его коллег из Великобритании, Франции и Эстонии были направлены на изучение зубов 13 человек из братской могилы. Ученые выделили и секвенировали ДНК из образцов, а затем проанализировали полученные последовательности на наличие ДНК инфекционных агентов. В пяти случаях результат оказался положительным.

Генетический материал патогенных бактерий нашли в зубах трех мужчин в возрасте 20-29 лет, одного мужчины в возрасте 30-39 лет и еще одного мужчины, чей возраст установить не удалось из-за плохого состояния костей.

По данным исследователей, четыре человека из массового захоронения были заражены сальмонеллой, вызывающей паратиф С (Salmonella enterica subsp. enterica serovar Paratyphi C). Это первое доказательство того, что паратиф стал причиной гибели солдат французской армии во время Отечественной войны 1812 года. Также один человек был инфицирован боррелией возвратного тифа, передающейся через вшей.

Однако следов возбудителей волынской лихорадки и эпидемического сыпного тифа, выявленных ранее, в этих образцах не обнаружили. Исследователи отмечают, что выборка была небольшой, что затрудняет определение наиболее опасных инфекций для отступающих войск.

В районе Ватерлоо, где в 1815 году произошло решающее сражение, останки воинов практически не найдены, несмотря на многочисленные поисковые экспедиции, пишет N+1.