В школах отменяют важный предмет с 1 сентября: ученики прыгают до потолка от счастья, учителя в ступоре

Надежда Острокол Автор статьи

С 2025 года в российской образовательной системе стартует масштабная реформа — одно из самых значимых изменений за последние десятилетия. Программы обучения и методы преподавания подвергнутся существенной перестройке. Знакомый предмет «Обществознание» уступит место развитию «мягких навыков». Рассмотрим, как эти изменения отразятся на школьниках, преподавателях и их родителях.

Что поменяется в учебном процессе?

С 2025 года «Обществознание» исключат из учебных программ для 6–7 классов. С 2026 года этот предмет исчезнет в привычном виде и в 8 классе. В старших классах его сохранят, но в обновлённом формате.

Основные нововведения:

  • Правовые темы войдут в курс истории.

  • Финансовая грамотность станет частью курса математики.

  • Социальная тематика будет осваиваться через проектные работы.

Причины изменений

Существующая система образования устарела, уделяя слишком много внимания механическому запоминанию, а не практическому освоению знаний. По данным исследований, 87% работодателей отмечают, что у молодежи недостаёт «мягких навыков».

Современные вызовы и мировые тенденции

С распространением искусственного интеллекта значение «фактов» падает, в то время как критическое мышление и адаптивность приобретают первостепенную важность. В мировом образовании востребованы навыки критического анализа, эмоционального интеллекта и межкультурного взаимодействия.

Чем заменят «Обществознание»?

Учебный план дополнится практическими модулями: предпринимательством, медиаграмотностью, навыками эффективного общения. Также появятся новые формы обучения — деловые игры, кейс-чемпионаты, стартап-инкубаторы.

В рамках реформы будет модернизирован ЕГЭ: появится упор на анализ реальных жизненных ситуаций и введут устную часть экзамена.

Последствия реформы

  • Учителя освоят новые роли фасилитаторов и коучей.

  • Родителям рекомендуют усиленно заниматься профориентацией детей.

  • Школам потребуется создавать коворкинги для практических занятий.

  • Ученики смогут больше практиковаться и применять знания на практике.

  • Вузы пересмотрят критерии приёма абитуриентов с учётом новых компетенций.

«Это не отказ от знаний, а их глубокое переосмысление», — отмечает Елена Приступа. «Для многих региональных школ переход будет нелёгким, поскольку потребуется комплексная переподготовка педагогов», — добавляет Артем Соловейчик.

Что важно делать уже сейчас?

  • Школьникам стоит развивать критическое мышление.

  • Родителям — поддерживать развитие эмоционального интеллекта у детей.

  • Учителям — изучать методы фасилитации и коучинга.

Таким образом, стартующая реформа направлена на обновление образования в соответствии с современными требованиями общества и рынка труда, пишет prokazan.