Вот почему нельзя заставлять детей помогать в огороде и по дому - родители со вздохом закатывают глаза

Блогер Татьяна ранее говорила, что в детстве у неё первоочередным было образование. При этом никто не заставлял её заниматься домашними делами, поскольку взрослые полностью справлялись с заботами по дому. В своём новом посте Татьяна делится советами, как не застрять в рутине домашних обязанностей и избежать конфликтов с родными, сообщает mel.fm.

«Главное — еда и безопасность»

Я искренне ценю то, что мама научила меня правильно расставлять приоритеты. Хотя мы никогда не обсуждали это открыто, я интуитивно понимала, что действительно важно. Моим детям я сразу же объяснила: «Основное правило — это обеспечение безопасности и пищи». Мы учим их не трогать электрические розетки и не бросать деревянные кубики в маму. Первое действие представляет опасность, а второе может лишить семью ужина (если мама травмируется, она не сможет заработать и приготовить еду).

Считаю важным не просто говорить о боли, которую испытывает мама, но и объяснять детям, что небезопасные действия могут лишить их возможности удовлетворить свои основные потребности.

Мы часто слышим фразу «Обращайся с другими так, как хочешь, чтобы обращались с тобой», но редко осознаём, как наши поступки влияют на нашу жизнь. Я стараюсь объяснять детям причинно-следственные связи на понятном для них уровне: ваши действия могут иметь последствия, которые отразятся на вас.

Например, мой ребёнок размышляет так: «Если ветер унесёт мой стаканчик от мороженого из переполненной корзины, это может привести к тому, что птичка или ёжик застрянет в нём. Или мышь решит, что это мороженое, и попробует его, но не сможет его съесть, ведь такие животные не могут есть пластик. Если таких стаканчиков много, все животные пострадают, а планете будет плохо». Здесь речь идёт не только о стаканчике, а о том, что вместо фраз «неприлично мусорить» ребёнок указывает конкретные примеры причин и следствий.

Так же обстоит дело с уборкой и уроками. Вы задумывались о значимости этих дел с точки зрения приоритетов? Спойлер: еда и безопасность в этом контексте не рассматриваются, даже в долгосрочной перспективе.

Например, лежащий на полу носок. Может ли он кому-то навредить или вызвать болезнь? В большинстве случаев — нет. Однако у нас есть кот, который может его попробовать. И тогда он может почувствовать себя плохо. Если кот проглотит носок, ему потребуется операция, а это заберёт время и деньги. Это, в свою очередь, скажется на нашей безопасности и питании (в конце концов, денег станет меньше). И, конечно, кота жалко.

Таким образом, мелкие вещи (носки, резинки для волос, нижнее бельё) должны всегда находиться под контролем — их нужно убирать сразу. В то же время конструктор может оставаться на виду — коту он не интересен. А для некоторых наоборот, конструктор может представлять опасность, в то время как носок — нет.

БЛИЗОК К ЖИЗНЕННЫМ ПРИОРИТЕТАМ

Используя концепцию «безопасно/небезопасно», мы можем анализировать каждый аспект нашей жизни:

Например, оставленная на столе тарелка может вызвать опасность — она может разбиться. Даже если ты не поранишься, кто-то из близких все равно может получить травму. Убрав её в раковину, ты значительно уменьшишь риск.

Также иголка, оставшаяся в не заколотых штанах, представляет потенциальную угрозу. Если тебе нужно будет ненадолго отвлечься, лучше положить её в контейнер.

Не закрытые ножницы могут стать источником опасности. Их можно не заметить, и они могут упасть со стола, что может привести к травме.

Что касается учёбы? Опасения не поступить в вуз и оказаться дворником звучат неуместно, учитывая, что существуют множество примеров успешной карьеры без высшего образования. Следует обсудить последствия невыполнения домашних заданий, рассматривая ситуацию с точки зрения причин и следствий, избегая навязывания собственных страхов — лишь проводя объективный анализ. Это поможет ребёнку снизить стресс из-за ожиданий.

«Если ты продолжишь свою учёбу, тебя ждут определённые преимущества; если нет — будут иные возможности. Но ты не пропадёшь. Если возникнут трудности с учёбой, мы не создадим катастрофу, правда?». Это позволяет ребёнку понять, что действительно важно для удовлетворения его потребностей.

Когда уровень стресса снижается и исчезает тревога из-за неопределённости («а что будет, если не поступлю?»), информация легче воспринимается. Даже самые неприятные задания могут быть выполнены быстрее, если не с удовольствием, то хотя бы без излишнего напряжения. Мы, родители, являемся проводниками, имея больший опыт, и наша задача — честно говорить о возможных путях.

ЭМОЦИИ ВАЖНЕЕ КАБАЧКОВ

Следующий уровень после обеспечения безопасности и питания касается эмоций. Меня всегда беспокоит, когда во время выходных члены семьи вместо общения занимаются генеральной уборкой, каждый занят своим делом с тряпкой в руках.

Да, забота о саде и порядок в доме важны, но необходимо находить баланс. Например, утро можно посвятить поливу растений (не забывая при этом о своих потребностях) и провести водные игры с близкими, а днём заниматься сбором черешни и созданием шалаша, где часть плодов можно съесть. А вечером лучше расслабиться и насладиться шашлыками в компании, даже если это замедлит работы в саду — разве это так важно? Они не должны быть на первом месте.

Если у пожилых людей возникают «кабачковые предложения», можно согласиться помочь, но на своих условиях или встретиться в нейтральном месте, чтобы избежать «атаки с кабачками». Живое всегда важнее мёртвого. Что произойдёт с кабачками? Они просто сгниют на грядке. А время, проведённое с близкими, невозможно заменить никакими консервами или кабачковой икрой.

С уборкой ситуация схожа. Меня не так волнует, насколько эффективно и в каком объёме будет проведена уборка, как само её выполнение. Если никто не рискует разлить что-то или споткнуться об игрушку, пусть всё остаётся на местах. Главное — дать детям возможность общаться и взаимодействовать с родителями.

Я выросла в трудные 90-е. Родители не могли уделять мне много времени. Стоял выбор между общением и наличием еды в холодильнике. Это научило меня расставлять приоритеты: когда у людей нет сил после работы и забот, разумнее выбрать отдых, а не ещё одну домашнюю смену. В противном случае просто не выживешь.

Тем, кто не согласен с этим и придерживается стереотипов советского времени о стабильности, становится тяжело: они становятся раздражительными и выгорают, срываясь на своих детях.

"НУЖНО ПРИУЧИТЬ!"

Я часто слышу подобные утверждения. Однако «приучение» не даёт никаких гарантий. Например, случаи, когда дети полностью разрушают родительские шесть соток, это не шутка, а реальность.