Рынок клининговых услуг России: результаты, тренды, прогнозы
Российский рынок профессиональных клининговых услуг полностью сформировался. К такому выводу пришли эксперты российско-британского независимого аналитического агентства. По данным отчета, проведенного в первой половине 2017 года, именно клининг для бизнеса стал одним из драйверов рынка локальных услуг.
Будущее профессионального клининга в РФ
Как отмечают специалисты, наибольшую активность по-прежнему проявляют пользователи программ офисной уборки в Москве. По законам экономики, предложение реагирует на спрос – качество, которое выдают столичные компании, занятые в данной сфере, выше, чем в регионах.
Некоторые аналитики даже пришли к выводу, что отечественный клининг может пойти по пути стандартных продуктов сегмента услуг – развитию сетей. Когда та же московская клининг служба «Радник» – опытный и востребованный участник столичного рынка – начнет развивать собственные представительства в крупных городах, включая Самару.
Топ-5 востребованных клининговых услуг для корпоративных клиентов
Но сетевое движение еще не началось – это требует серьезных затрат денег и сил от исполнителей, а посткризисная стабилизация пока не позволяет набрать должного уровня финансовой прочности. Тем не менее обмен опытом между региональными клининг-компаниями и столичными уже идет полным ходом.
Согласно результатам подобной деятельности, сами участники рынка услуг определились с топовыми программами, которые, будучи очень востребованными по всей России, будут продвигаться в регионы в первую очередь. В списке таких продуктов профессионального клининга – преимущественно корпоративные виды уборок. Топ-5 наиболее ходовых «коробочных» решений компании выглядит так:
- Ежедневная утренняя уборка офисных, складских, торговых помещений. Это очень частый запрос коммерческого рынка, благодаря чему цена такой уборки за 2012–2017 гг. вместо роста снизилась на 8%.
- Ежедневная или регулярная (2–3 раза в неделю по означенным дням) дешевая вечерняя уборка офисов. В Москве этой услугой пользуются более 30% торговых и представительских центров.
- Уборка после корпоратива или тимбилдинга – тренд 2017 года, новый продукт даже для московского рынка, набирающий обороты популярности сумасшедшими темпами.
- Уборка после ремонта в помещении. Выход из острой стадии кризиса спровоцировал массовое возвращение офисов, ранее сменивших класс помещений с «А» на «В», обратно в премиальные здания. В основном это касается представителей финансового сегмента (банки, страховые компании) и лечебного сектора (стоматология, частные клиники). Под нужды таких пользователей помещения нужно перестраивать, а уборка после ремонта в 80% случаев передается на аутсорсинг.
- Уборка после чрезвычайных ситуаций. Ураган в Москве, сели, паводки, ливни в регионах – 2017 год не устает удивлять масштабами природных капризов. Восстановление рабочей обстановки для офисов, не подготовленных к подобным катаклизмам, возможно только силами внешнего исполнителя.
Кризис прошел, а привычка экономить осталась
Популярность услуг профессионального клининга объяснима. Прогнозы будущего роста его популярности в корпоративном обществе обоснованы мнением самих пользователей услуг. Так, 90% участников опроса среди основных причин привлечения клинеров отметили финансовую выгоду. С их слов, недорогие услуги по уборке помещений позволяют бизнесу урезать статьи расходов:
- на содержание хозяйственных помещений со средствами для уборки;
- социальный пакет штата уборщиц;
- место работы штатных уборщиков;
- закупку оборудования для наружных работ, сложного клининга помещений после ремонта и аварий.
В среднем экономия составляет (по приблизительным подсчетам бизнеса) от 35–50 тысяч рублей в месяц. На фоне вынужденного сокращения издержек с целью удержания позиций на ослабленном кризисом рынке это эффективное финансовое решение.