Самарский экспериментальный элеватор - первый в России элеватор вертикального типа с двумя башнями и высотой в 65 метров. При его строительстве в Куйбышеве впервые применили метод скользящей опалубки, а весь процесс возведения длился всего 30 дней!
Новаторский проект перед строительством башен согласовывали три года в Москве. Инициаторы идеи доказывали, что существование объекта возможно. Элеватор - это не просто заброшенное здание в Самаре, а настоящий шедевр советской инженерной мысли.
Строительство элеватора, февраль 1980 года / Фотограф: Николай Абросимов
В феврале активисты забили тревогу, когда узнали, что собственник начал снос элеватора. Сообщалось, что на его месте хотят возвести ЖК в форме двух цилиндрических башен. Сейчас идёт публичная дискуссия на тему сноса элеватора. В нашем телеграм-канале мы опубликовали опрос, который показал, что 37% поддержали демонтаж объекта, а 63% уверены, что сооружение должно сохраниться. Я поговорила на эту тему с самарским архитектором, соучредителем бюро "ТМ", членом ВООПИиК Ирой Фишман.
Фото: ВООПИиК Самара
#ЯнаPROСамару - спецпроект, посвященный творческим людям, культуре и интересным событиям в Самарской области. Автор - редактор эксклюзивных материалов PROGORODSAMARA Яна Лаушкина.
Телеграм-канал Яна Лаушкина | Эксклюзив Самара
Когда в соцсетях и в СМИ начала активно распространяться информация о сносе элеватора, к происходящему быстро подключился депутат Госдумы Александр Хинштейн. Народный избранник заявил, что собственник сносил лишь аварийную подстанцию. Однако активисты ВООПИиК доказывают обратное.
- Нам было понятно сразу, что собственник решил поморочить голову публике. Он сообщил в ответ на запрос УГООКН, что снесена была только аварийная трансформаторная подстанция. Но у нас есть генеральный план мукомольного завода №1, куда входил и элеватор. На этом чертеже обозначены все сооружения, и на нем видно, что снесен был вагоноразгрузчик из бетона (зернопогрузочный терминал, куда подъезжали по железной дороге вагоны с зерном). Это неотъемлемая часть элеватора, это видно по фото. Трансформаторная подстанция тоже разрушена, но и она есть на генплане, где отмечена, как отдельное сооружение из кирпича, - сообщает Ира Фишман.
Доказали товарищам из партии, что строительство возможно
Ира Фишман рассказала, что Куйбышевский элеватор называется экспериментальным по той причине, что ранее подобных объектов в СССР не было.
- В 1980 году, когда элеватор был сдан, он стал единственным подобным сооружением в мире. В Советском союзе это был первый элеватор вертикального типа - это означает, что сама схема загрузки зерна была совершенно иная, чем были в элеваторах до этого. Первому мукомольному заводу, который находился на территории, а это еще и Мельница Соколовых - памятник архитектуры регионального значения, был необходим большой элеватор - зернохранилище. Места для стройки почти не было. "Промзернопроект" - эта организация, которая есть и сейчас, создавала проекты для подобных объектов, - отмечает самарский архитектор.
По словам Иры Фишман, архитектор Валентин Смирнов подошёл к проекту творчески. Он предложил возвести два цилиндра, а между ними установить механизм для подъёма зерна. Само зерно загружалось снизу и поднималось наверх.
- Проект был уникальный, не типовой, поэтому понадобилось три года для согласования с Москвой, чтобы доказать товарищам из партии, что такое строительство вообще возможно, потому что это было настоящим изобретением. И они смогли.
Элеватор возводили из керамзитобетона. Такой способ был быстрым и дешевым. Также в Самаре впервые использовали метод скользящей опалубки. Каждую башню построили за месяц.
- Тогда это было знаковое сооружение: у меня есть книги про Куйбышев 1980-х годов , и почти в каждой из них упоминается Экспериментальный элеватор, потому что он считался выдающимся объектом, достижением и гордостью города и всего СССР. Сын Валентина Смирнова, тоже архитектор - Андрей Смирнов - ездил на Кубу, где хотели построить такой же элеватор, только больше Самарского в несколько раз. Потом сменился политический режим, и второго такого элеватора так и не появилось, - рассказывает Ира Фишман.
В первую очередь, элеватор - это символ хлебной Самары, когда город славился своим зерном не только в нашей стране, но и за ее пределами. Также сооружение является главной доминантой речной панорамы и состоявшимся объектом притяжения. Элеватор - это шедевр архитектуры брутализма. В 1980-х годах проект получил медаль "Золотой колос" на международной выставке в Чехословакии.
- Это вход в город, это маркер места. Мы были в США, там есть у подобных объектов статус landmark. Когда мы приплываем в Самару на круизном корабле, мы видим элеватор, это такие "ворота" в город. Для меня это означает, что я приехала домой. Элеватор также ценен для меня, как уникальный объект архитектурного стиля брутализм. Но его, к сожалению, не ценят. Мы знаем, что было 100 лет назад, но не знаем, что было 40 лет назад. Это сооружение уникальное даже с той точки зрения, что в Самаре вообще такое есть.
Другой момент. Самара - это бывшая хлебная столица, это место связано с историей, хотя элеватор построили на закате эпохи, он был востребован всего 20 лет. Уже в начале 2000-х годов он перестал выполнять свои функции. Элеватор выразителен по своему силуэту и образу, кроме того, он стоит на месте первой крепости. Многие его сравнивают с Донжоном, - подчеркивает архитектор Ира Фишман.
Донжон - главная башня в европейских феодальных замках. В отличие от башен на стенах замка, донжон находится внутри крепостных стен и обычно не связан с ними - это как бы крепость внутри крепости.
По словам Иры Фишман, одним из удачный проектов, который предлагали для реализации на базе элеватора, стал арт-кластер.
- Проект был сделан еще в 2008 году прекрасными архитекторами и художниками Александром и Ольгой Филимоновыми. Они рассматривали его с Мельницей Соколовых как поэтапное создание арт-кластера. В 2009 году по инициативе Дмитрия Храмова там проводился фестиваль "АртПолис". У подножия элеватора организовывалась выставка. Тогда у объекта был другой собственник, и он рассматривал подобный вариант трансформации территории. Это была прогрессивная идея в общемировом тренде. И уже сейчас мы видим большое количество реализованных проектов приспособления зернохранилищ под творческие резиденции и креативные пространства
Активисты намерены бороться за сохранение элеватора. Градозащитники категорически против того, чтобы на месте элеватора появился новый жилой комплекс.
На данный момент они активно проводят мероприятия на тему элеватора и его сохранения для всех желающих.
- Недавно у нас завершилась выставка в галерее "Заварка", сейчас она, возможно, переедет в Дом архитектора. На ней, кстати, прекрасные картины наших художников, фотографии, сувениры, которые доказывают, что элеватор давно состоялся как символ города. Мы постараемся продолжать публичную кампанию и дальше, чтобы как можно больше людей прониклись ценностью элеватора и примкнули к движению за его сохранение, - делится Ира Фишман.
Активисты хотят объяснить людям ценность объекта, доказать, что элеватор можно приспособить под иную функцию.
- На своей лекции я приводила примеры, как подобные объекты в разных уголках мира обретают новую жизнь и становятся драйверами городской экономики. Важно, что в Самаре уже есть очень крутой пример - "Фабрика-Кухня". Я до сих пор помню, как раньше ездила мимо в транспорте, и какие-то тётушки говорили между собой: "Ну что это за развалина позорная? Снести её надо". Они ничего не знали об этом здании. Теперь же люди гордятся тем, что в городе появится филиал Третьяковки. Это огромный личный вклад Виталия Стадникова, который начал движение за сохранение объекта, когда он казался совсем безнадежным. Собственник здания Фабрики-кухни хотел возвести на ее месте обычный жилой комплекс. То же самое происходит сегодня с элеватором. Что у нас там появится? ЖК "Элеватор"? Это же просто смешно.
Из презентации Иры Фишман
Читайте также: Самарский писатель - о том, как изменился опасный район города: "Люблю Безымянку такой, какая она есть"