Полкурицы на каждого самарца: фирма из Владивостока купила «Тольяттинскую птицефабрику»

Активы банкротящейся «Тольяттинской птицефабрики» были проданы с торгов хозяйственному партнерству «Алекс Парк» из Владивостока. Соответствующее сообщение появилось на едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юрлиц и предпринимателей РФ. Сумма сделки составила 101 млн рублей. Тогда как начальная цена лота, включающего земельные участки, объекты капитального строительства и движимое имущество, превышала 261 млн.

По данным audit-it, учредителями «Алекс Парка» являются три бизнесмена - Сергей Доник (руководитель), Александр Назаров и Юлия Назарова. В 2021 году выручка организации составила 205 млн рублей, прибыль — 23 млн.

Фото: Илона Калмыкова

Проблемы на «Тольяттинской птицефабрике» начались в 2016 году, который она закончила с убытком около 320 млн.

Предприятие получило несколько десятков исков о ненадлежащем исполнении обязательств по договорам поставки, а ее работники публично пожаловались властям на задержку зарплат. В отношении руководителей были возбуждены уголовные дела.

Инициатором банкротства птицефабрики стал банк «Солидарность». Согласно материалам дела в электронной картотеке суда, предприятие задолжало финансовой организации более 300 млн рублей. Общая сумма требований кредиторов превышает полмиллиарда. Кроме банка «Солидарность» в реестр также вошли Федеральная налоговая служба, «Самараэнерго» и фирма «Самарские корма».

Во время разбирательств предприятие несколько раз планировало восстановить платежеспособность и вернуться к обычному режиму работы. В 2018 году на фабрике стартовала процедура финансового оздоровления, однако в 2019-м по просьбе конкурсного управляющего компанию признали банкротом и открыли конкурсное производство.

В мае 2021 года арбитражный управляющий «ТП» обратился в арбитраж Самарской области с иском о привлечении к субсидиарной ответственности бывшего гендиректора Андрея Шаруева и основного акционера, экс-председателя совета директоров Валерия Черноусова. Как утверждают юристы, руководителей должника обычно привлекают к ответственности за выявление фактов сомнительных сделок. Однако суд не нашел оснований для привлечения топ-менеджеров к ответственности, признав их действия добросовестными.

Фото: Илона Калмыкова

Впервые фабрику выставили на торги в октябре 2021 года. Начальная стоимость имущества тогда составила более 290 млн руб. Однако аукцион был признан несостоявшимся «в связи с недостаточным количеством участников». Объявленные в январе 2022 года новые торги прошли уже с 10-процентным дисконтом: цена лота упала с 290 до указанного 261 млн рублей.

АО «Тольяттинская птицефабрика» было «создано» в 1992 году: владельцам в результате так называемых залоговых аукционов досталась построенная в 1970-х годах птицефабрика в селе Александровка Ставропольского района. Село находится неподалеку от Жигулевска, в 30 километрах от Тольятти.

Во времена СССР Тольяттинская птицефабрика считалась гордостью сельскохозяйственного комплекса Куйбышевской области.

Предприятие, как сейчас говорят, являлось селообразующим для Александровки — это как АВТОВАЗ в Тольятти. В селе благодаря курице (если кто забыл - дефицитному товару в СССР) появились двухэтажные и трехэтажные каменные дома, свои школа и детский сад, дом культуры, капитальные гаражи, дороги, вся необходимая инфраструктура. В Александровке сделали канализацию и провели газ. Все это находится в рабочем состоянии до сих пор. Сотрудникам птицефабрики выделяли квартиры, продукция отпускалась по себестоимости.

До банкротства птицефабрика производила более 13 тысяч тонн мяса в год. Персонал фабрики насчитывал около 1000 человек. После возникновения кризиса предприятие продолжило функционировать, но с гораздо меньшими объемами производства. Сообщалось, что часть помещений передали в аренду некому ООО «Красный 11», созданному в 2017 году Новосибирске, но позже поменявшему регистрацию на Самарскую область.

Многим может показаться странным, что предприятие, некогда считавшееся визитной карточкой губернии, ушло фактически за копейки.

Кредиторы - среди которых значатся банк и налоговая служба – получат значительно меньшие суммы. Возможно, кто-то посчитает, что на сделку следует отреагировать каким-либо надзорным или правоохранительным органам. Однако не следует исключать, что куриный бизнес в Самарской области стал просто малорентабельным и фабрику пришлось продать с таким огромным дисконтом.

«Вопрос не однозначный, - считает известный самарский финансист Дмитрий Яковенко. - Первое - курица действительно в обычных условиях рентабельный продукт. Это связано с тем, что срок откорма у курицы существенно меньше, чем у животных, от неё поступает побочный продукт - яйца в определенный период откорма, она потребляет комбикорма. Но эта высокая рентабельность породила и высокую конкуренцию. В Самарской области уже были банкротами ряд фабрик: Жигулевская, Обшаровская и так далее. Конкурентами, как правило, выступают соседние регионы: Мордовия, Пенза, Оренбург, Челябинск и др. Одна из причин - себестоимость у нас выше. Почему? Средние зарплаты выше. Есть и другие - высокая стоимость электроэнергии - она у нас выше, чем, например, в Ульяновской области или Мордовии. Также нужно не забывать, когда мы оцениваем банкротящееся предприятие нужно оценивать, что у него есть и в каком состоянии. Но я не исключаю варианта и с искусственным понижением цены. Хотя доказать это сложно»».

В настоящее время отрасль птицеводства в Самарской области находится в стадии стагнации.

Данные: Самарастат. Рисунок: «Прогород Самара»

С 2010 года производство яиц в хозяйствах всех категорий региона упало почти в 2 раза, а с 2015 настолько же рухнуло поголовье самой птицы. Главная причина – удорожание кормов и ресурсов.

Если до 2015 года на каждого жителя области в среднем приходилось по одной местной курице, то сейчас – чуть больше половины курки.

Такие же удручающие цифры и по показателям поголовья скота.

Данные: Самарастат. Рисунок: «Прогород Самара»

Тем не менее, уверены специалисты, приобретенный владивостокцами самарский актив все-таки имеет инвестиционную привлекательности. Дело в том, что потребление мяса птицы в России последние 10 лет растет, а остальных видов мяса — слегка падает или стагнирует. В настоящее время происходит смена вкусов и приоритетов в питании домохозяйств. С одной стороны, люди предпочитают более диетические продукты, с другой они стараются экономить. Все-таки курица дешевле той же свинины и говядины.

На фоне санкций и давления западных стран России просто необходимо производить внутри страны достаточное количество продуктов питания – поэтому птицефабрики должны стать первыми в очереди на модернизацию.