«Стриж»: сверхзвуковой лайнер прошел завершающий этап исследований в ЦАГИ

Фото: freepik
В России продолжается разработка сверхзвукового пассажирского авиалайнера нового поколения. Важным этапом этого процесса стало завершение научно-исследовательских работ по проекту «Стриж», который реализуется в Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ). Партнёрами ЦАГИ выступают Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК), АО «ОДК-Климов» и Центральный институт авиационного моторостроения имени А.М. Люльки. Проект финансируется Министерством промышленности и торговли РФ под эгидой Научно-исследовательского центра «Институт имени Н.Е. Жуковского».
Главная цель проекта — экспериментальная проверка концепции размещения двигателей в верхней части фюзеляжа. Это решение направлено на снижение интенсивности звукового удара при сверхзвуковом полёте, что является ключевым требованием для создания гражданских сверхзвуковых самолётов, соответствующих международным стандартам по уровню шума и экологической безопасности.
На начальном этапе специалисты ЦАГИ разработали и испытали модели ключевых компонентов силовой установки. В их числе два двигателя с воздухозаборниками и плоскими реактивными соплами, впервые применяемые в отечественной практике. Результаты аэродинамических тестов показали, что характеристики воздухозаборников при верхнем расположении двигателей превосходят стандартные решения, а потери тяги соответствуют установленным нормам.
На следующем этапе были проведены испытания турбореактивного двигателя РД-93МС от АО «ОДК-Климов». Для этого двигателя было создано плоское сопло с использованием аддитивных технологий, таких как лазерное спекание, сварка и фрезерование. Испытания на наземном стенде, в которых участвовали инженеры ОДК и учёные ЦАГИ, подтвердили соответствие тяговых характеристик двигателя заданным параметрам. Кроме того, была установлена система шумоглушения, снижающая уровень шума при взлёте до допустимых значений.
Генеральный директор ЦАГИ Кирилл Сыпало отметил стратегическое значение развития сверхзвуковой гражданской авиации для укрепления технологического суверенитета России и повышения её международного статуса в авиастроении. Завершение этапа испытаний подтвердило технологическую состоятельность предложенных решений, что открывает путь к следующему этапу разработки проекта «Стриж» и дальнейшему развитию концепции российского сверхзвукового пассажирского лайнера.


