В Самаре для строительства станции метро «Театральная» расселят жителей: сообщаем новые подробности

26 мая в Самаре прошло совещание по строительству метрополитена – власти обсудили вопросы, связанные с возведением новой станции «Театральная».

На совещании представитель областного «Управления капитального строительства» сообщил, что сейчас на строительной площадке «ведется демонтаж контактной сети и геологические изыскания». Также получено положительное заключение экспертизы по подготовительному этапу, который включает в себя освобождение территории от сетей. В настоящее время по нему запущены закупочные процедуры. К середине июля планируется заключить все необходимые договоры.

В «УКС» уточнили, что к концу августа компания планирует получить экспертизу проекта по перегонным тоннелям между станциями «Алабинская» и «Театральная», а к ноябрю – самого станционного комплекса «Театральная». Представитель Минстроя рассказал, что завершено обследование зданий, находящихся в зоне влияния строительства.

В зону влияния подземки попали 105 объектов. Планируется расселение 66 многоквартирных и одного индивидуального жилого дома.

Адреса домов на расселение пока не уточняются. Однако известен круг претендентов. Еще в январе 2022 его обнародовал Минстрой в материалах госзакупок. В «счастливый список» попали следующие дома:

  • Самарская, 184, 186, 188, 188а, 190, 190а, 190б, 192, 200а, 206, 208, 210, 214, 216, 218, 232, 234, 236, 238, 240, 242, 244, 248, 250, 268, 270, 201, 201а, 203, 207, 215;
  • Маяковского, 25, 219, 223, 225, 227, корпус 2, 227, 229, 231, 233, 237, 239, 241, 243, 245, 247, 249;
  • Чкалова, 31–33а, 255, 259, 265, 267, 269, 269а, 168, 168а, 170, 170а, 178, 199;
  • Полевая, 15;
  • Галактионовская, 94, 96, 98, 96а, 98а, 100;
  • Красноармейская, 35, 93а, 93, 95, 97, 103, 109, 111, 113, 113а, 113б, 115, 117, 119, 123, 127;
  • Рабочая, 8, 139, 141;
  • Вилоновская, 19, 28, 145, 147, 151, 149, 157,163а, 165;
  • Ульяновская, 25, 27, 18, 31.

Таким образом, вероятность НЕ ВЫСЕЛЕНИЯ жителей из указанного списка домов едва превышает 25 процентов – все это похоже на хорошо известную экстремальную игру, в которой крутится барабан револьвера.

Также известно, что всего расселят 278 жилых помещений. 197 из них принадлежат жителям на праве частной собственности, они будут выкупаться по рыночной цене. 102 помещения находятся в муниципальной собственности города. В 80 квартирах проживают граждане по договорам социального найма, для которых власти планируют приобрести квартиры. Три дома отселены в рамках госпрограммы по переселению из аварийного жилья.

Мария Иванова, эксперт рынка недвижимости: «Адресная программа изъятия земельных участков и объектов недвижимости – разнообразна, скажем так. В самых приличных многоквартирных домах, определённых под снос, рыночная стоимость квартир будет в среднем на 20-30% дешевле средней вторички, даже тех же хрущевок в прилегающих районах. Если же говорить о новостройках в этом же Ленинском районе, то цена квадратного метра будет отличаться в 2-3 раза. Есть еще один момент. В таких старых домах площади квартир минимальные, не совсем сопоставимые с теми, которые сейчас циркулируют на рынке. Поэтому, общая сумма, которая люди могут получить на руки «по рыночной ставке» вряд ли позволит купить хоть какую-то приличную квартиру в черте города Самара».

Примечательно, что в списке домов значится здание ресторана «Макдоналдс» по адресу Полевая, 15, у которого уже были проблемы при планировании строительства метро. В 2007 году после того, как областное правительство утвердило границы территории под проектирование и строительство станций метро «Алабинская», «Самарская» и «Театральная», выяснилось, что участок площадью около 7,5 тыс. кв. м, отведённый под метрополитен, пересекается с участком ресторанной сети. Много лет продолжались судебные баталии. Дело дошло до Верховного суда, в котором ресторан всё же смог отстоять свои интересы. Как сейчас, после ухода «Макдональдса» из России, развернутся события, трудно сказать. У ресторана появится новый, теперь уже российский владелец. Впрочем, маловероятно, что самарские власти начнут «сотрудничество» с бизнесменами с конфронтации из-за здания на Полевой. Очевидно, что это будет грозить огромными репутационными потерями для властей.

Станция «Театральная» завершит первую линию самарского метрополитена - последний ее участок пройдет под улицей Самарской (от Полевой до Ульяновской), а затем под Галактионовской (от Вилоновской до Красноармейской).

Фото: Наталья Олейник

Проект сегодня реализуется не без проблем. Так в конце апреля областной Минстрой отменил торги по «Театральной». Заказчик искал организацию, которая окажет «юридические услуги по государственной регистрации прав на объекты, подлежащие изъятию». Подрядчику предстоит заняться оформлением и изъятием земельных участков, обследованием зданий, расселением жителей. В соответствии с условиями, победителю торгов нужно было провести инвентаризацию изымаемых объектов недвижимости и определить размер возмещения собственникам жилья. Также исполнитель должен был составить соглашения и, в случае необходимости, представлять в суде интересы заказчика - министерства строительства Самарской области. Начальная стоимость работ составляла 13,6 млн рублей. Подведение итогов торгов было запланировано на 11 апреля.

Фото: Наталья Олейник

Однако в прокуратуру Самарской области и регуправление Федеральной антимонопольной службы в конце марта поступила жалоба на торги. Ее автор – юрист Александр Иванов – посчитал, что условия закупки «ограничивают конкуренцию и направлены на создание преференций для конкретных лиц». Заявитель попросил приостановить процедуру закупки, провести внеплановую проверку заказчика и пересмотреть техзадание.

В результате по неизвестной причине сроки подведения итогов тендера сначала были передвинуты на конец апреля, а 21 апреля на сайте госзакупок появилось извещение об отмене определения поставщика. В качестве основания для такого шага фигурировало «решение заказчика».

Напомним, для проектирования первого этапа строительства станции в январе компания Вячеслава Сонина «ВолгаТрансСтрой-Проект» получила контракт на 101 миллионов рублей, в феврале ей же достался второй контракт – теперь уже на 631 млн.

Строительство новой станции будет осуществляться на кредитные средства. Это льготный кредит на сумму 10,4 млрд рублей, который Самарская область должна будет выплатить за 15 лет под 3% годовых. Станцию планируют открыть в 2024 году.


Самарское метро на сегодняшний день играет незначительную роль в общей структуре перевозок городским общественным транспортом. По данным мэрии Самары, на долю трамваев приходится около 43% пассажиропотока (или 220 тыс. чел./сут.). Муниципальные автобусы занимают 25% «рынка» (128 тыс. чел./сут.), троллейбусы и коммерческие автобусы – примерно по 12 % (63 тыс. чел./сут.), метрополитен – около 8 % (чуть более 40 тыс. чел./сут.).

Сегодня самарское метро лежит тяжким грузом на бюджете города - МУП ежегодно генерирует примерно по 200 млн убытка.

Существующего пассажиротрафика явно недостаточно для самоокупаемости. В 80-е годы руководство советского Куйбышева принимало решение о строительстве метрополитена по двум причинам: нужно было подвозить рабочих к тогда еще работающим заводам Безымянки, а также соответствовать статусу города-миллионника. За постсоветское время дневной пассажиропоток подземки упал почти в 4 раза. По разным оценкам, сегодня себестоимость перевозки одного пассажира в самарском метро достигает 80 рублей. Тогда как фактическая стоимость проезда составляет 32 рубля по безналичному расчету и 35 – по наличному.

Фото: Яна Лаушкина