В 1941 Куйбышев стал городом «шпионских войн»

В 1941 году в Куйбышев были эвакуированы все дипломатические представительства и миссии иностранных государств, располагавшихся в Москве. Многие сотрудники дипмиссий были резидентами разведок своих стран, поэтому за каждым из них было установлено наружное наблюдение советской контрразведки. Все перемещения иностранцев стенографировались. Шла «невидимая» война.

Тщательно подбирался персонал, который обслуживал дипломатов. Кухарки, домработницы были сотрудницами НКВД (народный комиссариат внутренних дел). Помимо наблюдения, они дезинформировали иностранных агентов. Так, атташе миссии Норвегии Сувальссен стал оказывать знаки внимания домработнице, у которой по легенде сестра работала в военном штабе в Куйбышеве.

Проект «Куйбышев в годы ВОВ» реализует газета «Город» и экскурсионное агентство «Art-экскурсии»

Он уговорил их с «сестрой» работать на него, добывать ему копии военных карт и документов. В итоге норвежец получил фальшивую документацию, которую потом нашли зашифрованной в корреспонденции, отправленной из посольства Великобритании.

Часто сотрудники посольств распространяли листовки о непобедимости Гитлера и слабости Советского Союза. За годы эвакуации были выявлены тысячи контактов представителей иностранных государств с куйбышевцами. Каждый контакт был тщательно проработан сотрудниками советской контрразведки.

Самый живой интерес иностранцев вызывала индустрия Безымянки, особенно авиационные заводы. Не имея возможность провести аэрофотосъемку, разведчики шли на хитрости: под различными предлогами устраивали поездки на Урал, при следовании на который поезд проходил мимо Безымянки, и можно было сделать фотографии из поезда.«По окончании курсов я был назначен начальником розыскной группы. Мне выделили пять автоматчиков и сказали: «Ходите по фронтовым дорогам и ловите шпионов». Наиболее эффективным способом поимки иностранной агентуры была проверка документов. У наших солдат и офицеров личные документы скреплялись скрепками из ржавеющей проволок. Под воздействием пота и дождя документы в местах скрепок желтели. А в поддельных документах скрепки применялись из нержавеющей стали.

Моя самая большая профессиональная удача - поимка на подступах к Берлину одного из руководителей группы «Вервольф» - это подпольная организация, созданная по приказу Гитлера на случай поражения Германии. Вервольфовцы должны были заниматься вредительством, проводить диверсии и террор в тылах советских войск. Однажды я побывал в бункере Гитлера: затхлый воздух, чужая обстановка и личное соприкосновение с грязным прошлым фашистского рейха наводили на меня тоску по Родине.…Стоя на дорогих коврах Канцелярии, я думал о своих земляках-волжанах»*

Но советская контрразведка не давала им такой возможности. В день прохождения состава с резидентами изменялось расписание товарных поездов, которые стояли на параллельных путях и заслоняли панораму заводских цехов.

Пока в Куйбышеве бушевали «шпионские войны», наши земляки служили разведчиками на фронте.

Василий Плохов

«По окончании курсов я был назначен начальником розыскной группы. Мне выделили пять автоматчиков и сказали: «Ходите по фронтовым дорогам и ловите шпионов». Наиболее эффективным способом поимки иностранной агентуры была проверка документов. У наших солдат и офицеров личные документы скреплялись скрепками из ржавеющей проволок. Под воздействием пота и дождя документы в местах скрепок желтели. А в поддельных документах скрепки применялись из нержавеющей стали.


Моя самая большая профессиональная удача - поимка на подступах к Берлину одного из руководителей группы «Вервольф» - это подпольная организация, созданная по приказу Гитлера на случай поражения Германии. Вервольфовцы должны были заниматься вредительством, проводить диверсии и террор в тылах советских войск. Однажды я побывал в бункере Гитлера: затхлый воздух, чужая обстановка и личное соприкосновение с грязным прошлым фашистского рейха наводили на меня тоску по Родине.…Стоя на дорогих коврах Канцелярии, я думал о своих земляках-волжанах»

Материал взят с сайта samara1941.ru, проект медиа­портала «Самарские судьбы»