«Забрали — бьют, привезли обратно — бьют»: как в Самаре занимаются отловом бродячих животных

Жители Самары всё чаще сталкиваются с проблемой бродячих собак, которых можно встретить в любой точке города. Отлавливать их – обязанность городских властей, однако, очевидно, что справляются с этим не так успешно.

В соцсетях можно найти множество упоминаний, где бродячие собаки стаями гуляют по различным районам города. К примеру, на улице Буянова, неподалёку от храма Петра и Павла жители обращают внимание на многочисленную стаю собак, которая каждый месяц только увеличивается.

Собаки спокойно разгуливают как по тротуару, так и по проезжей части, создавая потенциальную угрозу для аварий. Также жители рассказывают про постоянный лай и драки между животными, особенно в вечернее время.

На улице Строителей резвящаяся стая собак попала на видео. Местная жительница лишь написала, как она боится за своих детей. Что, между прочим, вызвало неоднозначную реакцию у пользователей сети.

– Обязательно начнут бросаться, это инстинкт. И обязательно на маленьких и беззащитных. Повезло людям, на которых никогда не нападали собаки. А вы спросите, нападают ли собаки, у детей, которым собаки лицо искалечили, – возмутилась Елена Ш.

– Вы у этих детишек спросите, зачем они собакам в рот петарды суют и котятам позвоночники об стены ломают? В нынешнее время гораздо опаснее дети, на воспитание которых родители забили, – парировала Катерина Г.

Некоторые жители тут же делятся историями, когда собаки ведут себя довольно агрессивно.

– Каждую ночь за дом приходит стая собак. Мало того, что они лают, дерутся всю ночь, так сегодня эти сволочи загрызли кошку с котятами... Отлов не реагирует, сил нет уже... Где там зоозащитники рьяные? Пускай налетают и забирают «милых собачек», которые, по их мнению, никого не трогают и не мешают? – возмущается Екатерина С.

– Добрый день! Помогите, пожалуйста, в решение проблемы, связанной с собаками. Мы проживаем в Железнодорожном районе Самары, в поселке Толевый. Мало того, что ничего не благоустроенно, мы самостоятельно создаём детские площадки для детей, так ещё и своры собак бегают, – пишет Максим К.

Ещё одну свору собак обнаружили возле пересечения улиц Самарская/Вилоновская. Причем, по сообщениям жителям, в прошлом году эта стая уже успела покусать некую женщину, но животные до сих пор бегают.

В администрации Самары уточнили, что у них отсутствует ежемесячный план-график отлова собак. То есть конкретное количество собак, которые ежемесячно подлежат отлову, согласно действующему порядку не предусмотрено. А отлавливают животных исключительно по поступающим заявкам.

– Согласно Порядку б​езнадзорными животными являются собаки и кошки, не имеющие собственника или временно выбывшие из его владения, либо животные, собственник которых отказался от своих прав на них, а также животные, собственник которых неизвестен, – сообщили в администрации.

Отловленных животных стерилизуют и наносят неснимаемые или несмываемые метки. В отдельных случаев к животным применяется эвтаназия. Речь идёт о случаях, когда животное физически страдает или имеет тяжелые неизлечимые заболевания или травмы, а также при наличии у животного признаков бешенства или при агрессивном поведении.

Жители также жалуются, что собаки буквально разносят мусор по всем городу

Однако руководитель организации «Добрые люди», которая сейчас и занимается отловом бродячих животных, Андрей Храмов рассказал корреспонденту progorodsamara.ru, что на практике животных никто усыпляет.

– Федеральный закон №498 запрещает усыпление животных. Да, в законе прописаны некоторые исключения, но на практике они не применяются. В Самаре нельзя даже свою личную собаку усыпить, обратившись в Росветнадзор. Для этого нужно получить лабораторное заключение, но у нас в Самаре нет и лаборатории, которая аккредитована и аттестована, чтобы могла дать официальное заключение. И не будет, – рассказал Храмов.

По его словам, ещё не было ни одного случая в Самаре, когда собаку с признаками бешенства усыпляли на карантине. То же самое касается и инфекционных заболеваний.

– Мы ловим животное и помещаем на 10-дневный карантин. Если у животного бешенство, то оно умрёт. Само. Но мы не можем просто усыпить собаку, только облегчить страдания. Если у собаки инфекционное заболевание, то за 10 дней нахождения на карантине, она также отойдёт в мир иной, – добавил Храмов.

Это приводит к тому, что желающих работать с животными становится всё меньше, так как из-за несовершенного законодательства они всё чаще попадают в подобные ситуации. «У меня люди отказываются работать, потому что их сначала «бьют», спрашивая, зачем вы ловите, затем «бьют», говоря, почему не забираете, а потом «бьют», почему вы обратно привезли. Конечно, чаще всегда это просто на словах, но были и конкретные случаи, когда приходилось обращаться в полицию», – отметил Андрей.

– Ещё одна «гуманная» история. Мы к зиме строим ангар, потому что животное нужно содержать в тёплом помещении. Затем зимой мы поймаем животное, посадим в тёплое помещении минимум на 20 дней, будем дважды в день кормить за это время делаем операцию по стерилизации. И затем мы совершим «гуманный» поступок – вывезем животное без еды в -25 на улицу, – поделился грядущими планами Храмов.

Агрессивные животные также являются проблемой, которые требуют решения. Однако организация «Добрые люди» также скована законом. Работать они могут исключительно по вызовам, их перемещения отслеживаются с помощью ГЛОНАСС. И организовать дежурство на определённом месте, чтобы ждать собаку они не могут, так как у организации накопилось около 500 заявок, которые им необходимо отработать.

– Агрессивно ведут себя в основном те животные, которые охраняют своё место. Но когда мы помещаем собаку на карантин, она сидит кроткая как кролик. Признать животное агрессивным может только специалист. Он оценивает состояние животного и принимает решение. К примеру, животное якобы кого-то покусало, мы изловили и привезли на карантин. И оно 10 дней ведёт себя спокойно и виляет хвостиком. Конечно, собаку не признают агрессивной.
Ладно, сейчас поменяли постановление и мы сейчас просто выпускаем в каком-нибудь случайном месте города. А раньше мы были обязаны выпустить собаку в то же самое место, где жители жаловались на нападения собак, - рассказал Андрей Храмов.

Ситуация может усугубиться тем, что в новом тендере на отлов животных, скорее всего, никто участвовать не будет. «Мы не будем участвовать в новом тендере, потому что условия противоречат тем документам, которые существуют. Сейчас мы занимаемся отловом животных по отдельным договорам. Полностью перестать заниматься отловом мы не можем, потому что чувствуем социальную ответственность».