«Как я раньше здесь работала?»: спортсмены Самарского университета обвинили вуз в коррупции

Самарский университет может стать центром коррупционного скандала. Сейчас в вузе правоохранители проводят проверку, по обращению одного из преподавателей вуза. По одной из версий в университете могла быть реализована мошенническая схема, которая связана с получением материальной помощи.

Преподаватель кафедры физического воспитания Марина Н. (имя изменено — прим. ред), работает в Самарском университете на протяжении последних 18 лет. Как она рассказала корреспонденту progorodsamara.ru, она закончила СГАУ ещё в 2002 году и решила остаться преподавателем.

– Я работаю преподавателем, по совместительству тренером сборной команды вуза по пауэрлифтингу, вела секцию в вузе. За 18 лет моей работы в вузе ни на покупку одежду для сборной команды, ни на инвентарь, деньги не выделялись. Только один раз стойки купили, – рассказала Марина.

«Стали требовать отчёты»

Для тренировок сборной команды нужна экипировка, необходимы специальные штанги, диски для пауэрлифтинга. Вместе с тем на сборную команду выделялась материальная помощь, которую как раз и тратили на приобретение инвентаря.

– По согласованию со студентами-спортсменами мы покупали на эти деньги спортивный инвентарь. Иногда спортивное питание покупали, сами понимаете, спортсмены все здоровые, кушать хочется. И вдруг, 4 года назад, с нас стали требовать отчёты о том, на что мы тратим материальную помощь, – удивилась Марина.

Материальная помощь – распространенная практика, при которой студент или сотрудник организации пишет заявление, с просьбой предоставить денежные средства. Обычно речь идёт о небольших суммах, примерно 2-5 тысяч рублей для тех людей, которые находятся в сложных финансовых или жизненных обстоятельствах. Но тратить эти деньги они уже могут по своему усмотрению.

– По закону материальной помощью любой человек распоряжается по своему усмотрению. Это не целевой кредит, который выдаёт банк. Смету на покупку инвентаря я сдаю каждый год, но за 18 лет вуз приобрёл только одни стойки для приседа. Мы покупали инвентарь и экипировку сами за счёт средств матпомощи и сдавали чеки о покупке моему руководству. Поскольку матпомощь собирала я, то в конце концов я попала в неприятную ситуацию. Нашлись студенты, которые этой зимой пошли к моему руководству и сказали, что я якобы требую деньги за зачёт и собираю их себе на карту, – объяснила Марина.

После этого у преподавателя состоялся разговор с начальством. Во время разговора её обвинили в том, что она берёт взятки со студентов за проставление зачёта.

– Я сижу, ничего не понимаю. Потом выяснила, что это были несколько девушек, у которых и правда не было зачёта, но они ко мне даже не подходили. Впоследствии выяснилось, что я никаких взяток не брала, с меня обвинения сняли. А девушки получили зачет, но у другого преподавателя. Но при этом один из проректоров заявил: «Да, я признаю, что вы стали жертвой несправедливого распределения финансовых средств в университете, но вы виноваты». А в чём я виновата – до сих пор не понимаю, – недоумевает Марина.

«Так жить больше нельзя»

Трудовые контракты с преподавателями в университетах составляются в среднем на 5 лет. После этого срока проходит переаттестация и контракт продлевается ещё на 5 лет. Обычно к процедуре подходят формально.

– У меня заканчивался срок контракта 31 марта. Но вместо 5 лет меня избрали на год, сказав, что после такого проступка могли и уволить. В это время вуз переводят на дистанционку из-за коронавируса. Я организовала работу через группу Вконтакте, снимала видеоуроки тренировок, специально адаптированных для домашних занятий. И просила студентов, чтобы мне прислали видео выполненных занятий. Таким образом, студент мог выполнять работу в удобное время. Но у нас ввели теоретический курс через программу Moodle, к которому меня не пустили. Не дали ни логин, ни пароль. Обвиняли меня в незаконной деятельности за мои организованные уроки в соцсетях, – продолжила рассказ Марина.

Спустя месяц преподаватель решила, что так жить нельзя, и написала электронное обращение в прокуратуру Октябрьского района.

– После этого со мной связался сотрудник, мы с ним встретились, я написала письменное заявление. Во время личной встречи с сотрудником прокуратуры мне рассказали, что в вузе может использоваться мошенническая схема, при которой организация сначала предоставляет матпомощь, потом по другим внутренним каналам отчитывается о расходах. И затем ещё раз получает дополнительные целевые средства. Именно поэтому с матпомощи нельзя требовать отчёт. Спустя время в университете узнали, что я подала заявление в прокуратуру. Мне позвонил мой начальник и намёками предложил забрать заявление, говоря: «А как вы будете дальше тут работать?». Интересно, а как я раньше здесь работала? Со мной половина преподавателей перестала здороваться, против меня настраивали студентов, – возмущается Марина.

После этого преподаватель решила придать этот случай огласке, чтобы получить хоть какую-либо поддержку.

В прокуратуре на запрос progorodsamara.ru сообщили, что действительно получали заявление от преподавателя ещё 25 мая. Однако перенаправили его в ГУ МВД по Самарской области. Они же в данный момент проводят проверку по данному заявлению.

Жалуются на преподавателя

В свою очередь представители Самарского университета отказались напрямую отвечать, требовали ли от преподавателей сдавать отчёты о трате материальной помощи.

– Предоставление материальной поддержки обучающимся осуществляется в соответствии с Положением, в котором прописаны условия и порядок предоставления указанного вида социальной поддержки. Данное Положение не предусматривает необходимость предоставления отчетов о том, на что обучающиеся тратят материальную помощь, – ответили в вузе.

Также в пресс-службе вуза сообщили, что в социальных сетях зафиксированы жалобы от студентов в отношении этого преподавателя, в настоящее время по этому поводу проводится внутренняя проверка. Что касается спортивного инвентаря, то он постоянно покупается, утверждают в вузе.

– Согласно Плана финансово-хозяйственной деятельности Самарский университет ежегодно закупает необходимый спортивный инвентарь, форму и спортивное оборудование, а также оплачивает участие спортсменов из числа студентов в спортивных соревнованиях. Перечень данных расходов согласовывается со всеми заинтересованными подразделениями и органами студенческого самоуправления, – ответили в вузе.