Самарские мавританцы: истории дореволюционных обитателей Барбошиной поляны

В древности на месте современной Барбошиной поляны уже существовало поселение. В 1586 году, в год основания Самары, упоминается атаман Богдан Барбош, в честь него получило название это пространство города. Во второй половине XIX века Барбошина поляна была достаточно удалена от границ Самары. Место это использовалось для отдыха горожан. На поляну плыли на лодках или битком набитых пароходах. Горожане с собой везли самовары, съестные припасы и проводили время на природе, пили чай.

В это же время на Барбошиной поляне стала застраиваться. Здесь появились кумысолечебницы, гостиницы, яхт-клуб, а также церковь и аптека. В начале ХХ века этим местом заинтересовались представители богатых купеческих семейств. Они стали возводить на Барбошиной поляне свои дачи. Эти постройки были оформлены в разных архитектурных стилях. Сегодня мы расскажем о владельцах дач, оформивших свои дома в мавританском стиле.

Дача Екатерины Курлиной

Дача Екатерины Антоновны Курлиной (ур. Шихобалова) была построена на 7-ой просеке в 1910 году. Автором проекта, по всей видимости, был московский архитектор Федор Осипович Шехтель.
Архитектор Ваган Каркарьян описывал эту дачу так: «Все фасады равнозначны, их композиция — прямое отражение планов здания. Контраст круглых и кубических башен, открытых веранд и террас, строгие линии, «крепостные стены», сдержанный восточный орнамент на чистых плоскостях массивных стен создают эффект игры крупных форм, света и тени.

Архитектор создал компактное здание, рассчитанное на восприятие фасадов с множества точек зрения, на обозрение объема в свободном пространстве...».

Сейчас здание находится на территории санатория «Волга». Однако облик его настолько искажен последней реконструкцией, что в нем не узнать изначальный замысел архитектора.

Владелица дачи Екатерина Курлина была дочерью богатейшего самарского купца Антона Николаевича Шихобалова. Она вышла замуж представителя рода Курлиных — Ивана Георгиевича. У супругов родились 7 дочерей и 2 сына.

Иван Григорьевич владел обширными земельными владениями в Самарском и Бугурусланском уездах. Однако у жены в собственности земли было почти в два раза больше. Екатерина Антоновна вела активную общественную деятельность. Она была членом дамского комитета общества «Красного креста», с 1908 году вместе с сестрой руководила Шихобаловской больницей.

По некоторым сведениям, после революции 1917 года супруги расстались.

Екатерина Антоновна Курлина

Дача Василия Сурошникова

Застройка дачи Василия Михайловича Сурошникова происходила в 1906 и 1914 году. Позднее владение приобрел купец Владимир Башкиров. Спроектировал дачу в мавританском стиле Фёдор Шехтель. Здание еще напоминает о былом величии владельца, несколько напоминает средневековый замок. В советские времена на территории дачи расположился санаторий «Волга». Однако на данный момент постройка заброшена.

Первый собственник здания Василий Сурошников был купцом первой гильдии, миллионером. Занимался благотворительностью и общественной деятельностью. В 1903 году стал почетным гражданином города.

Василий Михайлович вел разнообразную коммерческую деятельность. После кончины Антона Николаевича Шихобалова он стал обладателем 54000 десятин земли (почти 59000 га). Также он владел заводами, пекарнями, мельницами, амбарами. Кроме этого, ему принадлежало 18 домов в Самаре, большей частью доходных.

Купец Сурошников построил самую крупную частную электростанцию в дореволюционном городе. Она снабжала электричеством до 54 клиентов.

В 1917 году Василий Михайлович провел реконструкцию гостиницы «Националь», надстроив три этажа. Правда, любовь к новым технологиям его подвела, установка лифтов фирмы «Отис» в гостиница привела купца к разорению.

Дача Егора Аннаева

За этим зданием закрепилось название «дачи Аннаева», но функция его была несколько иной. В современном понимании, это был санаторий. В заведение Егора Никитича Аннаева было кумысолечебницей, данное направление оздоровления быстро входило в моду во второй половине XIX века.

Аннаев построил «дачу» в урочище Вислый камень. Площадь земельных угодий лечебницы составляла 57 десятин. В комплекс кумысолечебницы входил главный корпус, возведенный в мавританском стиле, а также дачные домики, водокачка, концертный зал, библиотека и бильярд.

Петр Владимирович Алабин описывал, что «дача Аннаева» напоминала фантастическое сооружение в духе средневековых замков, который возвышался на скале или утесе. Окружающие пространства были засажены различными растениями. Помимо дорожек, газонов и клумб здесь можно было увидеть трельяжи дикого винограда, а также хмель в виде переплетающихся гирлянд.

Будущий владелец «дачи» после смерти отца воспитывался в семье сестры Екатерины. Образование Егор Аннаев получил плохое, но сумел его исправить чтением книг. Свою карьеру он начал с должности приказчика в одной из самарских винных лавок, принадлежавшей мужу сестры Ивану Макке.

В дальнейшем Аннаев руководил восстановлением одного из каменных домов. В декабре 1850 года строительные работы были завершены. В этом здании 1 января 1851 года прошла торжественная церемония, на которой было объявлено о создании Самарской губернии.

Вскоре Егор Никитич открывает собственное дело. В начале он создает бакалейный магазин, затем винные магазины, пекарню, строит мельницу.

Благодарю Егору Аннаеву в Самаре строилась католическая церковь, но из-за запрета властей, здание было передано лютеранской общине. Купец активно занимался благотворительностью.

Идея о постройке вышеописанной кумысолечебницы пришла Аннаеву во время путешествия по Европе.
В 1878 году Егор Никитич стал Почетным гражданином города. Скончался создатель «дачи» в 1903 году. Развивать дело отца продолжил его сын Павел.

Дача Анатолия Ромашева

Недалеко от дачи Курлиной, находилась еще одна постройка, предназначенная для загородного отдыха. Здание принадлежало купцу Анатолию Степановичу Ромашеву. Эта дача также была выполнено в мавританском стиле в 1910 — 1915 гг. Женой купца была Елизавета Ивановна Курлина. Проектированием занимался архитектор Сергей Власьев из Москвы. После 1930-х гг. дача Ромашева была утрачена.