В Самарской области 15 апреля исчезнет крайне популярный сервис такси: объясняем почему

С 15 апреля в России прекратит работу агрегатор такси «Ситимобил». Дату, после которой все заказы остановятся, назвали в официальном телеграм-канале сервиса. До этого момента приложение будет работать в штатном режиме и останется доступным как для заказа такси и доставки, так и для поиска и аренды электросамокатов, отмечается в сообщении компании. Кроме того, водители партнеров смогут по-прежнему получать заказы в приложении «Ситистарт».

С 15 апреля нельзя будет принять и выполнить пассажирский заказ. Но для водителей приложение останется работать. Это сделают для того, чтобы они успели решить финансовые вопросы: вывести средства со своего баланса и воспользоваться топливными баллами.

В компании также пояснили, чтобы завершения работы в приложении водителям достаточно обнулить своей баланс. Тем, кто работал как самозанятый или ИП, нужно будет подписать документы о прекращении сотрудничества. Это можно сделать в разделе «Документы» приложения «Ситистарт» — документы для подписания появятся там в конце апреля.

«Ситимобил» пообещал выполнить в полном объеме все обязательства перед сотрудниками и партнерами.

ФОТО: «Ситимобил»

На сегодняшний день агрегатор присутствует более чем в 80 городах России, в том числе Самаре и Тольятти. «Ситимобил» занимает второе место по числу онлайн-заказов поездок в большинстве мегаполисов своего присутствия. При этом после 15 апреля сервис каршеринга «Ситидрайв» продолжит работу.

ФОТО: «Ситидрайв»

Санкции не причем

О скорой остановке работы в России агрегатора стало известно 11 марта. Такое решение приняли акционеры сервиса. При этом санкции здесь абсолютно не причем. Гендиректор «Ситимобила» Виталий Бедарев назвал в качестве причины закрытия тот факт, что бизнес требует дальнейших инвестиций, об этом узнал РБК Акционеры вложили немало денег в развитие компании и в отдельных городах ей удалось достичь почти 30-процентной доли; однако этого оказалось недостаточно, чтобы стать прибыльной, и она по-прежнему требует больших вложений. По мнению акционеров, компания не получила запланированную долю на рынке, подчеркнул Бедарев.

ФОТО: «Ситимобил»

«Ситимобил» запустился в 2007 году. Агрегатор занимал второе место на рынке после «Яндекс.Такси». В этом году сервису должно было исполниться 15 лет, за это время было сделано порядка 740 млн заказов такси. В 2018 году совладельцами «Ситимобила» стали Mail.Ru Group и «Мегафон». В 2019 сервис вошел в «О2О Холдинг» — совместное предприятие Сбербанка и интернет-гиганта VK. В портфеле «О2О» также значатся сервис доставки еды Delivery Club, доли в картографическом сервисе «2ГИС» и сервисе доставки продуктов «Самокат». Все последние три компании активно присутствует на самарском рынке.

VK – один из крупнейших технологических корпораций России, основана в 1998 году. Среди активов VK - соцсети «ВКонтакте», «Одноклассники» и «Мой мир», почта и «поисковка» Mail.ru, мессенджеры ICQ, «Агент Mail.ru» и «ТамТам», сервис объявлений «Юла».

По итогам 2021 год VK показал выручку в 126 млрд рублей, убыток – 15,5 млрд. В 2020-м убыток VK был еще больше – почти 21 млрд. До этого компания всегда показывала прибыль. Финансовые проблемы у интернет-гиганта начались именно после завершении сделки по образованию СП со Сбером в декабре 2019 года. По крайней мере, сервис для трейдеров и инвесторов smart-lab одним из факторов падения акций VK называет актив «О2О», который «пока регулярно генерирует существенный убыток».

Финансовые показатели VK. ДАННЫЕ: smart-lab.ru

Очевидно, что прекращение работы «Ситимобил» выглядит как ликвидация самого проблемного актива в портфеле «О2О».

Сотрудникам «Ситимобила» пообещали, что расформирование штата будет проходить в соответствии с трудовым договором. На выбор им представят два варианта: увольнение по соглашению сторон либо переход в Сбербанк или структуру, принадлежащую VK. По мнению экспертов РБК, «такой переход должен стать лучшим вариантом для карьеры» - все-таки это системообразующие компании, которые точно останутся на рынке. Однако будет ли «такой переход» предложен всем и хватит ли в указанных компаниях свободных вакансий, пока не известно.

Специалисты уверены, что пассажиры особо не заметят разницу в ценообразовании или в качестве обслуживания.

Общероссийской статистики по долям агрегаторов такси на рынке нет. Например, в Москве, по данным столичного департамента транспорта, «Яндекс.Такси» по доле заказов занимал примерно 65 процентов рынка, а «Ситимобил» — около 20%. Примерно такой же порядок цифр наблюдается и в Самаре. А вот сами водители ожидают ухудшения условий работ. Так как не будет конкуренции, «Яндекс» может снизить доплаты водителям в пиковые нагрузки, когда идет дополнительный спрос.

По данным маркетологов, численность поездок на такси в России достигает 3 млрд в год. Что соответствует примерно 20 поездкам в год или 1,5 месяц на каждого жителя страны. Самарцы в среднем заказывают такси около 55 тысяч раз в сутки или 20 млн в год. Много это или мало? Для сравнения, всего в сутки городской пассажирский транспорт Самары перевозит 515 тысяч человек, в год – 188 млн.

По данным мэрии Самары, на долю трамваев приходится около 43% пассажиропотока (или 220 тыс. чел./сут.). Муниципальные автобусы занимают 25% «рынка» (128 тыс. чел./сут.), троллейбусы и коммерческие автобусы – примерно по 12 % (63 тыс. чел./сут.), метрополитен – около 8 % (чуть более 40 тыс. чел./сут.).

ДАННЫЕ: мэрия Самары

Таким образом, получается, что самарцы ездят на такси чаще, чем на метро, и реже, чем на «маршрутках».

Нужно поднять очень важный вопрос из этой статьи – постигнет ли подобная участь ухода другой важнейший актив «О2О» - Delivery Club? Который тоже «весь в минусах»: пока работает без прибыли. А в Delivery Club доставщиками еды работают несколько сотен самарских юношей и девушек.

Финансовые показатели Delivery Club. ДАННЫЕ: audit-it.ru

«Прогород Самара» следит за развитием событием.