Бараки и заводы: рассказываем, как пленные немцы трудились на советском производстве

Бараки и заводы: рассказываем, как пленные немцы трудились на советском производстве

историческая-самара.рф 

Во время Великой Отечественной войны армия Вермахта так и не смогла добраться до Среднего Поволжья. Это общеизвестный факт, немногочисленные диверсанты и разведывательные пролеты вражеской авиации не в счет. Хотя в соответствии с печально известным планом «Барбаросса» уже к концу лета 1941 года немцы должны были выйти на линию Архангельск – Куйбышев – Астрахань. Тем не менее миллионы советских людей военного и послевоенного поколения все-таки смогли «вживую» увидеть немцев – причем даже в тех городах, которые были расположены за сотни километров от линии фронта. Речь идет о военнопленных.

Одним из крупнейших центров в СССР по размещению пленных стал Куйбышев.

Победа над гитлеровской Германией досталась советскому народу неимоверно дорогой ценой. В 1945 году значительная часть Европейской части СССР лежала в руинах. Нужно было восстанавливать разрушенное хозяйство, причем в кратчайшие сроки. Но страна в это время испытывала острейший дефицит рабочих рук и умных голов, потому что на фронтах погибли десятки миллионов наших сограждан, в том числе и огромное количество высококвалифицированных специалистов.

Фото: историческая-самара.рф

Дефицит кадров испытывал и Куйбышев, который в годы войны превратился в один из крупнейших индустриальных мегаполисов Союза. В окрестностях города, в районе примыкающего к Волге Коптева оврага, было организовано несколько лагерей для бывших солдат разбитых гитлеровских армий. Массово, целыми эшелонами, начали доставлять немецких военнопленных в Куйбышев (и другие города Поволжья, Урала и Сибири) сразу же после Сталинградской битвы.

Выжившие в котле под Сталинградом немцы широко использовались на различных куйбышевских стройках.

А рабочие руки в эти годы были остро необходимы для развития промышленности. Ведь, согласно официальным сведениям, в последние военные годы и сразу же после войны в Куйбышеве предстояло построить несколько новых заводов, в том числе нефтеперерабатывающий, долотный, судоремонтный и завод металлоконструкций. Также было необходимо провести реконструкцию 4-го ГПЗ, КАТЭКа (ныне «Завод имени Тарасова), завода «Автотрактородеталь» (впоследствии «Завод клапанов»), Средневолжского станкостроительного завода, и некоторых других.

Однако на куйбышевских стройках трудились не только немецкие военнопленные. Как утверждает самарский историк Валерий Ерофеев, в город на Волге были привезены и несколько сотен гражданских специалистов из самой Германии.

Фото: историческая-самара.рф Поселок Управленческий. Спуск к пристани. 40-е годы. (фото Гюнтера Штора)

«Сведения о том, что вскоре после Потсдамской конференции на наших промышленных предприятиях вместе с военнопленными советские власти принудительно заставили работать еще и тысячи «вольных» технических специалистов из Германии, в то время имели гриф «Секретно». Большинство из таких немцев до своего вынужденного переезда в глубинные районы СССР работало на танковых и авиационных предприятиях Третьего рейха. Так что участие немецких инженеров и техников в восстановлении и развитии оборонного потенциала нашей страны – это совершенно особая, лишь недавно открывшаяся нам страница советской история», - отмечает автор. По данным Ерофеева, в Куйбышеве привезенные из Германии гражданские немцы трудились на особо секретных конструкторских бюро при экспериментальном заводе №2, который было решено разместить в поселке Управленческий, на территории недавно образованного Красноглинского района.

Фото: историческая-самара.рф Немецкие технические специалисты с семьями в поселке Управленческом. 40-е годы. (фото Гюнтера Штора)

В конце октября 1946 года в поселке Управленческом немцев стало больше, чем русских.

Большинство вывезенных в Куйбышев немцев работало на уже упоминавшемся экспериментальном заводе № 2 (впоследствии – моторостроительный завод). При этом ОКБ-1 на 85 процентов было укомплектовано специалистами «Юнкерса», в ОКБ-2 до 80 процентов штатного состава составлял бывший персонал «БМВ», а 62 процента кадрового состава ОКБ-3 составили специалисты завода «Аскания».

Советским людям категорически не рекомендовалось в какой бы то ни было форме обсуждать ту роль, которую в послевоенном восстановлении экономики страны сыграли принудительно вывезенные из побежденной Германии технические специалисты.

Первое время секретным заводом, где работали немцы, руководили исключительно военные. В частности, с 1946 по 1949 год его возглавлял полковник Олехнович. Однако в мае 1949 года на смену военным сюда приехал никому в то время не известный инженер, почти сразу же назначенный ответственным руководителем предприятия. Долгие десятилетия этот человек был засекречен примерно так же, как Игорь Курчатов, Сергей Королев, Михаил Янгель, Дмитрий Козлов. Зато сейчас его имя, уже ставшее легендарным, известно всем: тем безвестным инженером был Николай Дмитриевич Кузнецов.

Фото: историческая-самара.рф Жены и дети немецких технических специалистов на берегу Волги в поселке Управленческом. 40-е годы. (фото Гюнтера Штора).

Некоторые пленные немцы жили в Куйбышеве в достаточно неплохих условиях.

«После Тегеранской Конференции 1943 года в расположении Безымянлага появилась Миссия международного «Красного Креста», - говорит самарский краевед Владимир Александров. - Кроме того, в районе нынешних улиц Свободы и Ново-Вокзальной была развернута «образцово-показательная» жилая зона для немецких военнопленных. Немцев поселили в одноэтажных кирпичных строениях, изначально предназначенных для заселения вольнонаемными работниками треста №11. В этих домах паровое отопление осуществлялось внутриквартальной котельной - невиданная роскошь для Безымянки того времени, чудо XX века, а общий санузел с гидроканализацией и водопроводом находились ВНУТРИ дома. И это в то время, когда абсолютное большинство горожан пользовались ручными колонками и толчками на улице. Также в этих домах предусматривалась коллективная кухня с индивидуальными тумбочками для примусов и керогазов. Но Сталин, Черчилль и Рузвельт отобрали у куйбышевцев этот коммунальный рай - после перепланировки помещений, с июня 1944 года, комфортабельные строения стали обживать специально отобранные немецкие военнопленные. Именно здесь располагался один из центров немецких антифашистов «Свободная Германия», созданный на территории СССР по инициативе компартии Германии - своими целями эта организация видела широкую антигитлеровскую пропаганду. Кроме того, для офицерского состава в декабре 1943 года был создан «Союз германских офицеров», - к нему примкнуло множество высокопоставленных офицеров Вермахта, в том числе фельдмаршал Фридрих Паулюс».

Фото: Вадим Афанасьев. Двухэтажки на Безымянке остались после пленных немцев.

Нормы питания для пленных, установленные приказом НКВД СССР от 13 октября 1941 года, были таковыми: каждому заключённому в лагере полагалось в день 400 грамм хлеба, 100 грамм рыбы и морепродуктов и 25 грамм мяса и мясопродуктов - эти стандартные нормы. Однако, от лагеря к лагерю различались.

Для антифашистов из куйбышевской «Свободной Германии» полагалось уже 18 килограммов хлеба в месяц, мяса - 50 грамм, рыбы - 150 грамм в сутки, а также раз в неделю яйцо, сахар и молочные продукты.

Сразу же после окончания войны началась неспешная репатриация военнопленных, которая продолжалась вплоть до 1950 года - в 1945 году в Германию было отправлено свыше 1 млн человек, и это в основном были инвалиды, хронические больные, люди с хирургическими увечьями и длительно нетрудоспособные...

С января 1946 года на немецкую родину были отправлены большие партии военнопленных антифашистов (в т.ч. из Куйбышева) - их отправляли по решению ЦК ВКП (б) по специальным спискам. На 1 января 1949 года в системе ГУПВИ всё ещё содержалось свыше 450 тысяч военнопленных из бывших европейских армий, из них - 430 тысяч немцев. Задержка сроков репатриации вызывала протест и в среде военнопленных, и у мировой общественности - поскольку ещё в апреле 1947 года на спецсессии Совета министров иностранных дел Великобритании, СССР, США и Франции было принято решение о завершении репатриации немецких военнопленных.

Процесс завершился только после смерти Сталина: в октябре 1955 года после переговоров канцлера ФРГ Аденауэра с Хрущёвым - президиум Верховного Совета СССР издал указ «О досрочном освобождении и репатриации немецких военнопленных, осуждённых за военные преступления». Правительство и антифашисты Израиля, кстати, очень негодовали - по их мнению, из СССР в Германию было отправлено более 14 тысяч военных преступников!

Продолжение следует…