Чтобы обналичить материнский капитал, самарчанки скупают ветхое жилье
В Самарской области для обналичивания материнского капитала женщины идут на мошенничество и скупают неликвидную собственность, сообщил начальник управления по борьбе с экономическими преступлениями отдела противодействия коррупции ГУ МВД России по Самарской области Антон Полыгалов.
Мошенничество с материнским капиталом начало набирать обороты в 2011 году. Механизм таков: их обладательницы обращаются в компании, которые открыто предлагают обналичить сертификаты. Поскольку эти деньги, согласно государственной программе, могут компенсировать затраты на улучшение жилищных условий, сотрудники компании находят неликвидное жилье в соседних областях.
Например, маленький домик в глухой деревне Ульяновской области, который имеет кадастровый номер и считается жилым помещением. По факту же в нем могут быть развалившиеся стены, поврежденный фундамент и т.д. Реальная цена такой ветоши — 15-20 тысяч рублей. За столько ее и покупают на самом деле. В Пенсионный фонд же подаются документы на компенсацию всей суммы сертификата, якобы столько же они заплатили за дом. Мошенники берут у матери примерно 30% от суммы капитала.
С 2011 года по настоящее время по фактам мошенничества возбуждено 10 уголовных дел. В частности, фигурантом нескольких дел является ООО «Центр микрофинансирования», который открыто рекламировал свои услуги по обналичиванию маткапитала. По описанной выше схеме действовали и одиночные риэлторы. Женщины, которые обратились к мошенникам, являются соучастницами преступления. Некоторым из них злоумышленники деньги не отдают. Они приходят в правоохранительные органы, как потерпевшие, а потом превращаются в подозреваемых.
По одному уголовному делу уже вынесено решение. В марте этого года жительница Автозаводского района Тольятти получила за мошенничество в крупном размере три года условно. Фактически она похитила 365 тысяч рублей.
Как рассказала заместитель управляющего региональным Пенсионным фондом Светлана Нефедова, такие преступления возможны из-за пробела в законодательстве. Фонд точно не регламентирует сделки по улучшению жилищных условий. Но ситуацию будут менять в сторону ужесточения правил.