Историческая Самара: первый водопровод, велосипедисты и роковое пари пилота
14 октября: открытие водопровода
В 1886 году на углу Ленинградской и Алексея Толстого состоялось торжественное открытие водопровода. Его создавали под руководством московского инженера Николая Зимина. Подряд на строительство выиграла фирма “Торговый дом братьев Бромлей и К”. Она должна была устроить водопровод для снабжения города водой “в количестве 300 000 ведер в сутки, собранной на берегу Волги близ Жигулевского пивоваренного завода посредством колодцев”. При этом “для собрания воды должны быть устроены на берегу Волги чугунные водосборные колодцы”.
Кстати, в это же время в Самаре была сооружена первая городская телефонная станция на 10 абонентов. Телефонами были соединены между собой 4 пожарные части, водопроводная станция, канцелярия губернатора, городская управа, квартиры губернатора и городского головы и городской театр.
15 октября: учреждено общество велосипедистов-любителей
В конце 19 века мир охватил велосипедный бум. Всюду появлялись общества «циклистов», как их тогда называли. Не осталась в стороне от этого движения и Самара. В городе уже бойко шла торговля велосипедами. Их продавали купец Гольдебаев и владелец магазина на Дворянской Нейман.
Самарские улицы тогда мало подходили для езды на велосипедах, попытки освоить езду самостоятельно приводили к падениям и ушибам. Поэтому группа молодых самарцев решила объединить любителей езды на велосипедах и помочь новичкам освоить их.
В 1894 году они представили на рассмотрение губернатора устав Самарского общества велосипедистов-любителей. Они арендовали участок возле Струковского сада под велодром, построили летнее помещение для ремонта велосипедов, наняли инструкторов, которые вели практические занятия с новичками. Для опытных устраивали соревнования. Общество поддержал купец и художник Константин Головкин.
Сначала все это было очень популярно среди молодежи. Но с годами велосипед становился все более доступным для всех, центральные улицы асфальтировали. Опытные велосипедисты сами обучали новичков, отпала потребность в инструкторах и в самом обществе. Было принято решение о самороспуске. От общества остался один дамский велосипед и 197 рублей членских взносов. Их передали на помощь детям из бедных семей.
На фото сыновья писателя Сергея Аксакова, начало 20 века.
20 октября: в результате циничного спора погибло 70 человек
В 1986 году самолёт сообщением Кольцово—Грозный должен был сделать промежуточную посадку в аэропорту Курумоч. Командир корабля Александр Клюев поспорил с экипажем, что сможет посадить самолёт вслепую, по одним только показаниям приборов. Второй пилот, штурман и бортинженер не препятствовали его действиям. Однако в результате ошибки в приборах к полосе самолет подошёл со слишком большими скоростями.
От сильнейшего удара при касании шасси подломились. Фюзеляж протащило по полосе около 300 метров. При скольжении самолет стал переворачиваться, потерял часть крыла, перевернулся и развалился. Из разрушенных топливных баков полилось топливо, и вспыхнул пожар. Из 94 пассажиров и членов экипажа выжило только 24 человека, 70 человек погибло.
Среди погибших был мальчик Арслан Паршоев из Грозного. Он летел с отцом, который вынес ребенка из горящего салона через пролом в корпусе, но сам погиб, когда вернулся обратно за кем-то из близких.
Клюеву дали 15 лет тюрьмы, потом смягчили до 6 лет, которые он отбыл от звонка до звонка.
На фото аналог того самого ТУ-134
Также на этой неделе:
15 октября 1944 открылся новый кинотеатр «Победа».
17 октября прошло торжественное собрание, посвященное открытию Куйбышевского государственного университета.
20 октября 1973 года открылся «Дом актера» на Вилоновской.
Фото aksakoff.ru, сайт Г.В. Бичурова, Wikipedia.org.