Капитан самарского теплохода: «На флоте все разговаривают матом»

Сегодня, 20 мая, все поволжские регионы отмечают День Волги. В честь этого праздника портал ProGorodSamara.ru пообщался с Александром Степановым - капитаном теплохода в самарском речном порту, чтобы узнать, по каким морям он ходил, почему у него нет бороды и что он делает зимой, когда река замерзает.

Справка
Впервые День Волги прошел в 2008 году в Нижнем Новгороде во время проведения Х международного научно-промышленного форума «Великие реки – 2008». Затем к празднованию присоединились и другие регионов России. Среди них Волгоградская, Астраханская, Ярославская, Самарская области, Республика Татарстан.

- Вы с детства хотели стать капитаном корабля?
- Нет, я хотел стать хирургом и после школы пытался поступить в медицинский, но не получилось. А потом, проходя по улице Ленинградской, увидел Самарский речной техникум, о существовании которого до этого даже не знал. Зашел посмотреть... и решил там учиться!

- Ходили по морям или только по реке?
- Ходил по Черному морю на танкере. Проработал на нем один год мотористом — работником, который обслуживает двигатели, - но потом понял, что дальние плавания по 8 месяцев — это не мое. Вернулся в Самару и устроился в речной порт. Работаю вот уже 8 лет: сначала год мотористом, а потом переучился на капитана.

- На каком корабле плаваете?
- Уже третью навигацию работаю на теплоходе «ОМ-338». Занимаемся перевозкой пассажиров по разным направлениям, например, до Рождествено или Зольного. Но сейчас теплоход в резерве — красим палубу, приводим его в порядок...

- Знаете размеры своего теплохода?
- Конечно, длина — 41 метр, ширина — 6, вместимость — 226 человек.

- Бывают буйные пассажиры? Как с ними справляетесь?
- Бывают. Успокаиваем их разговорами.

- А если разговоры не помогают?
- Приходится применять физическую силу.

- Ваши пассажиры когда-нибудь падали за борт?
- Нет, не было ни разу. Но если вдруг случится, мы знаем, что делать — каждый месяц проходим учения.

- Сколько человек у вас в команде?
- Трое: моторист, рулевой и матрос.

- Вы работаете каждый день?
- У каждого теплохода — по три капитана и по три команды, которые работают посменно сутки через двое.

- Хотели бы, чтобы у теплохода был только один капитан — вы?
- Это невозможно, работать каждый день очень тяжело. Например, до Зольного я стою у штурвала 3,5 часа, обратно — 2,5 часа. А у речного транспорта, в отличие от морского, автопилота нет. Поэтому это достаточно утомительная работа.

- Бывает, что разговариваете с командой матом?
- На флоте все так общаются.

- Умеете вязать морские узлы?
- Нет, уже забыл, как это делается. На реке они не нужны.

- Почему вы не в кителе и фуражке?
- Не выдали, а за свой счет не хочу покупать.

- Другие капитаны тоже работают в обычной одежде?
- У нас мало молодых капитанов, не больше 5 человек из 40. Так вот те, что работают давно, носят форму, которая осталась у них еще со времен СССР.

- В речном порту работают «классические» капитаны: с бородой и трубкой?
- Борода есть у многих, наверно, у половины. А вот трубку никто не курит, курят электронные сигареты.

- А почему у вас нет бороды?
- Мне всего 29 лет, рано еще для бороды.

- Чем вы занимаетесь зимой?
- Работаем на судах на воздушных подушках — тоже перевозим людей.

- Хотели бы, чтобы ваш сын работал на реке?
- Вообще хочу, чтоб он стал профессиональным спортсменом, отдам его в спортивную школу. Но если с карьерой в спорте не сложится и он захочет работать на реке, я буду не против.

- Что для вас Волга?
- Для меня это лишь место работы, хотя, конечно, хотелось бы на Волге не только работать, но и отдыхать. К сожалению, ни разу не отдыхал на круизном теплоходе.

- Отмечаете 20 мая — День Волги?
- Нет, наш профессиональный праздник — это День речника, который отмечается в первое воскресенье июля.

- Что успеете сделать за 60 секунд?
- Отчалить от причала.