«Мы задыхаемся»: Приостановить работу ТоАЗа не может даже суд
Руководство ТоАЗа готово к новым уголовным делам, чтобы не останавливать аварийное оборудование
После проведения нашумевшей проверки в ПАО «Тольяттиазот» с участием сотрудников центрального аппарата Ростехнадзора в октябре 2019 года, выявившей 360 грубейших нарушений правил промышленной безопасности и охраны труда, прошло уже более трех месяцев.
Но находящееся в критическом состоянии оборудование на огромном опасном производственном как работало, так и работает. И вот теперь 19 февраля руководство ТоАЗа собирается предоставить в местное управление Ростехнадзора план остановок оборудования во исполнение судебных решений.
Генеральный директор ТоАЗа Дмитрий Межеедов, как и его заместители, не аттестован по конкретным разделам правил промышленной безопасности. Зато он мог бы уже получить аттестацию по саботажу исполнения решений суда, если бы такую квалификацию присваивали. Законы и правила для него – не руководство к действию, разработанное для того, чтобы сохранить жизнь и здоровье рабочих завода и жителей Самарской области, а досадная формальность, которую нужно обойти любыми путями, лишь бы ТоАЗ (читай: денежный конвейер) не останавливался.
Еще 25 декабря прошлого года Комсомольский районный суд Тольятти вынес решение о приостановке деятельности опасного объекта 1 класса опасности – «Склад сырьевой кислоты и щелочи». Суд вынес его повторно 16 января 2020 года, а Самарский областной суд оставил постановление суда первой инстанции в силе, но сократил срок временной остановки опасного объекта до 40 суток.
Для исполнения постановления суда судебные приставы появлялись на заводе неоднократно, но каждый раз руководство завода при попустительстве представителей Ростехнадзора чинило сотрудникам ФССП всяческие препятствия и вводило их в заблуждение, лишь бы аварийно-опасное оборудование продолжало работать. В настоящее время на складе кислоты и щелочи опломбированы лишь некоторые трубопроводы, что не мешает опасному объекту продолжать работу. Таким образом, решение суда до сих пор не исполнено, серьезным рискам ежедневно подвергается рабочий коллектив завода, жители Тольятти и его пригородов, сообщает портал "Век". Также данный портал сообщает, что руководство ТоАЗа во главе с гендиректором Дмитрием Межеедовым предпринимало целенаправленные шаги, чтобы только не позволить судебным приставам остановить производство на заводе. На помощь даже были призваны ресурсы областной администрации.
И вот недавно при администрации Самарской области был создан так называемый «штаб по чрезвычайным ситуациям», основная его цель – противодействие остановке ТоАЗа, то есть саботаж решений суда. Курирует его работу первый вице-губернатор – председатель правительства Самарской области Виктор Кудряшов.
На заседаниях штаба продумывались стратегические планы и конкретные шаги для недопущения остановки части завода. А чтобы подобная деятельность не выглядела уж совсем антизаконной и вредоносной, была выпущена «дымовая завеса» в виде некой «дорожной карты» якобы для выполнения решений суда, которая никакого практического значения не имеет и носит лишь маскировочный характер для реальных целей «штаба», сообщает портал "Век". Активное участие в работе «штаба по ЧС» принимает заместитель министра промышленности Самарской области, руководитель департамента нефтехимического комплекса Андрей Шамин, который постоянно присутствовал при визитах судебных исполнителей и помогал вводить их в заблуждение. Кстати, Шанину принадлежит идея разослать от имени «Тольяттизота» письма-пугалки контрагентам предприятия – компаниям «Роснефть», «Лукойл», «Сибур», «Фосагро», которые получили предостережения, что остановка двух из шести агрегатов аммиака и агрегата метанола якобы оставит покупателей без этой продукции. Это было очевидной ложью: никто не собирается останавливать все производство аммиака и метанола на ТоАЗе, и в любом случае внутренний рынок без этой продукции никак не останется.
Нет никаких сомнений, что план остановок оборудования, который 19 февраля Межеедов якобы собирается предоставить в Ростехнадзор, может обернуться точно такой же филькиной грамотой, как и призрачная «дорожная карта». Вполне вероятно, что и сроки предоставления документа ТоАЗ затянет, или сошлется еще на какое-нибудь важное обстоятельство, которое помешает приостановить работу опасного оборудования, а местный Ростехнадзор это по привычке проглотит. Так или иначе, план может стать просто очередной отпиской, и на любые вопросы со стороны общественности или СМИ можно будет ответить нечто вроде «посмотрите, у нас есть план». А вообще план, или регламент остановки опасных производственных объектов должен находиться на заводе постоянно, а не в спешке разрабатываться, когда суд уже принял решение об их остановке. Скорее всего, судебным исполнителям снова надо будет нанести визит на завод. Но для этого им необходима поддержка технических специалистов Ростехнадзора, которые должны владеть технологическими картами оборудования и указать приставам то оборудование и трубопроводы, которые должны быть опломбированы. Ну и, конечно, инспектора Ростехнадзора должны быть компетентны и беспристрастны, оказывать активное содействие судебным приставам, а не глядеть, заискивая, в рот межеедовым, шибановым и иже с ними.
Только так опасное производство может быть временно остановлено для необходимого ремонта и предотвращения аварий. А пока нарушения на заводе в спешке пытаются кое-как исправить, чтобы заявить, что большая часть нарушений в сфере промбезопасности уже устранена. Но легко устранить лишь нарушения, связанные с неправильным оформлением документов. А когда дело касается находящейся в критическом состоянии инфраструктуры, на исправление ситуации необходимо как минимум полгода, а не месяц. Но по указанию Межеедова и его замов некие подрядные организации, по сложившейся традиции не имеющие ни лицензий, ни квалификации, ни опыта в подобных работах, пытаются в ускоренном режиме вести строительные работы. Причем без необходимых по закону проектов, без экспертиз промбезопасности.
Строительные работы спешно ведутся в том числе на объектах корпусов № 147 и № 148 (цех МЦК № 16-склады кислоты и щелочи) – ремонт стен и восстановление кровли на корпусах. Отсутствие полноценных строительных конструкций, аварийное состояние стен и отсутствие кровли не позволяет устранить главное замечание Ростехнадзора – отсутствие датчиков, фиксирующих выделение паров кислоты щелочи в зоне слива вспомогательных агрессивных реагентов с железнодорожных цистерн. При этом, во-первых, работы ведутся при наличии установленных ФССП по решению суда пломб на входной запорно-регулирующей арматуре, что должно было исключить проведение любых ремонтно-строительных работ в корпусах № 147 и № 148. И во-вторых, работы подрядных организаций осуществляются при отсутствии обязательного надлежащего контроля со стороны Ростехнадзора, а именно отделов строительного надзора и надзора за объектами химической и нефтехимической промышленности. Сотрудники отдела надзора за объектами химической промышленности Средне-Поволжского управления Ростехнадзора (Абдрахманова, Лукьянова, Сливков) должны знать, что монтаж датчиков контроля среды должен быть осуществлен только после проверки наличия проекта, утвержденного аттестованной Ростехнадзором экспертной организацией, после проведения экспертизы промышленной безопасности этого проекта. А экспертная организация должна иметь все необходимые лицензии, членство в СРО и собственных аттестованных специалистов-экспертов. Указанные датчики должны соответствовать требованиям проекта, технологических регламентов, рабочих инструкций. Невыполнение любого из указанных требований должно исключить разрешение на проведение работ по монтажу датчиков контроля среды.
Стоит ли говорить, что сейчас сотрудникам Ростехнадзора следовало бы проверить наличие проектов, соответствие исполнительной и проектной документации, то есть запросить наличие заключения о соответствии. Однако пока Ростехнадзор проявляет не просто пассивность, а фактически потворствует руководству «Тольяттиазота» в нарушении законодательства РФ о промышленной безопасности.
В Кировском суде Самары 5 февраля ведомство не поддержало дисквалификацию гендиректора ТоАЗа Дмитрия Межеедова, что недвусмысленно указывает на то, что сотрудники Средне-Поволжского управления работают в тесном сотрудничестве с ним.
Едва ли что-то изменится после рождения ТоАЗом своего нового плана остановок оборудования 19 февраля. В условиях, когда надзорное ведомство проблему промышленной безопасности на крупнейшем химическом предприятии не решает, пора задать вопрос: куда смотрит администрация Тольятти и Самарской области, где десятки тысяч людей должны жить в постоянном страхе «химического Чернобыля»?
Возможно, пока до этого не дошло, положение может спасти лишь вмешательство правоохранительных органов.
Источник: "Век.ру".