Пять малоизвестных фактов об истории самарских автобусов

Самара активно готовится к Чемпионату мира по футболу, который будет в 2018 году. Постепенно пополняется парк общественного транспорта, водители преображаются в новой форме. Progorodsamara.ru решили вспомнить, как это было раньше, и отправились в музей "Пассажиравтотранс". Музей был основан в 2004 году в честь 70-летия первого городского маршрута.

Один из самых уникальных экспонатов – тренажер для водителей

Тренажер для начинающих водителей действует до сих пор. Он заводится как настоящий автобус, там есть тормоз и поворотники. Также включаются фары, и работает светофор. В 2000-х годах тренажерами перестали пользоваться.


Первые автобусы

Первое пассажирское предприятие было создано в 1934 году. Работали всего три автобуса марки ГАЗ-АА. Первый маршрут был «Хлебная площадь - Фабрики-кухни – Проспект Масленникова - поселок Шмидта». Затем появились автобусы ЗИС-8. После войны использовались ЛиАЗы.

Во время войны в Самаре оставалось всего 30 автобусов, чтобы связывать основные точки. В 1938 году ввели маршрут №1, который ходил до Красной глинки, а потом до поселка Управленческий. Сейчас это самый длинный маршрут в городе. В 1963 году появился автобус №2.

На старом фото: Очереди из самарцев, которые пользуются пляжными маршрутами

Оплата проезда

Выездные кассы – там пассажиры покупали билеты и шли на посадку. Кстати, автоматическая касса выдавала сдачу.

Единый тариф появился в 1965 году – 6 копеек. Тогда кондукторов практически не было. Кондукторы вернулись только в 1995 году. При этом до середины девяностых «зайцев» в автобусах было более 50%.

Когда в 1995 году решили взять 192 автобуса «Мерседес», встал вопрос о перекрытии расходов. Так как было очень много безбилетных, наняли кондукторов и контролеров.

Центральный автовокзал в 60-70-е годы

Автобусный маршрут №11 (площадь Революции - Аэропорт)

Форма водителей

Форму ввели в 1967 году. В это время, с 1967 по 1983 год министерством транспорта РСФСР руководил очень деловой чиновник Евгений Трубицын. Именно он сделал большой вклад в развитие транспорта в городах и ввел форму. Она представляла собой теплую и летнюю одежду: рубашка, галстук, фуражка, куртка и демисезонное пальто. Еще был джинсовый костюм на лето. В 90-е годы форма исчезла, и только в 2015 году была сшита новая партия специальной одежды для водителей.

Сначала форма была серо-коричневой, а потом стала синей.

«Маршрутки»

С 89 года появились первые коммерческие перевозчики. Они использовали «Газели» и автобусы «КАвЗ». Примерно 6 лет назад «Газели» перестали использовать так активно, потому что им перестали выдавать лицензии. Также водители "маршруток" не соблюдали расписание, выстраивались в ряд возле остановок и мешали автобусам. По нормативам от подножки автобуса до тротуара остановки должно быть 20 см, любое отклонение можно было считать строгим нарушением безопасности.

Икарусы

«Икарусы» появились в 60-х годах. Все «Икарусы» списали к 2010 году. В 1963 году в Самаре действовали около 10 автобусов «Шкода». Из иномарок самыми удобными считаются «Мерседесы».

Модель автобуса "Скания", который сегодня можно встретить на дорогах города

Юбилейные сезонки

В музее хранятся коллекционные значки