Поволжский стрелец Игорь Майоров: самарскую крепость собирали так же, как столик из «Икеи»
В конце текущей недели в Самаре состоится самый громкий фестиваль исторической реконструкции в Поволжье. «Ратное дело-2017» в Кинель-Черкассах соберёт под свои знамёна сотни реконструкторов со всей страны. В этом году фестиваль впервые сменит эпоху с XIII века на XVII век и будет их чередовать.
Расскажите немного о фестивале «Ратное дело-2017»?
- Фестиваль «Ратное дело» проводится уже 6-й год. Сверхзадача нашего праздника была и есть всегда одна — это популяризация и пропаганда истории. Именно научного подхода к ней, не фантазий и подтянутых за уши фактов, а той истории, которая опирается на археологию и доказанные данные. Кроме того, наша задача как популяризаторов истории — дать людям не только голые факты, но и показать, как это было на самом деле, дать возможность прикоснуться к истории. Одним словом, «принцип живой истории».
На кого вы ориентированы и как придумываете то, что будет происходить на площадках?
- Обычно у нас есть какое-то гипотетическое столкновение сил. Фестиваль в этом году будет посвящен XVII веку, событиям Смутного времени, когда в Поволжье решалась, по-сути, судьба всей Московской Руси. Мы взяли за основу довольно серьёзную роль, которую сыграла Самара в разгроме остатков войск Лжедмитрия. Поэтому решили взять зарисовку именно того отрезка жизни, который привязан именно к самарской земле.
А какие-то зарисовки будете использовать в организации?
- Самару основали в первую очередь для защиты рубежей и караванов, как и практически все города на Волге. Их собирали, как столики в «Икее» — рубили лес, маркировали и сплавляли по воде. Так делался Саратов, Царицын и другие города. Тут служили так называемые откомандированные стрельцы. Чуть позже начали набирать войско из местных. Когда по всей Руси бушевало пламя Смуты, Самара оставалась небольшим островком спокойствия в Поволжье. И она постепенно укреплялась: например, именно сюда пришли стрельцы из сожжённого Саратова и пополнили наш гарнизон. Несмотря на множество сложностей, жители города во главе с воеводами умудрялись найти какие-то деньги на сопровождение посольства, держать порядок и даже пойти в поход вместе с московскими стрельцами против атамана Зарутского в Астрахань. Тогда это был последний удар по войсками Лжедмитрия I.
Каков ваш профиль и главное направление реконструкции?
- Мы, наше межклубное объединение, и в частности я, занимаемся воссозданием образа поволжского стрельца. Нам хотелось бы, конечно, представлять, что это именно самарский стрелец, но по Самаре информации ничтожно мало. Вот поэтому мы называем его именно «поволжский стрелец» — некий усреднённый образ.
А конкретно амплуа или чин во всей этой истории?
- Я, скорее, десятник. Нас в целом-то и нет других больше. А именно на «Ратное дело» в этом году приедут настоящие воеводы — наши хорошие друзья и коллеги из Москвы.
Как выглядит ваш костюм?
- На мне надет кафтан синеватого цвета, под ним — зипун и рубашка; сапоги, собраные по оригинальным рисункам; на голове — шапка, отделаная бобровым мехом. Подпоясан я саблей польской, на поясе у меня — кушак, и в руках — копия мушкета.
Как вы начали заниматься реконструкцией?
- Ну, шло это, наверное, с детства. Это некая романтика, когда каждый мальчишка хочет считать себя рыцарем. Потом я понял, что этим можно заниматься и в реальной жизни. И это было прекрасно, невероятный «вау-эффект». Потом появлялись знания, и этот эффект сменился неким скепсисом. Когда понимаешь, что это немного не так, а вот тут сапоги должны выглядеть по-другому и т.д.
Какой была ваша первая реконструкция?
- Я предпочитаю думать, что это был 2005 год. Тогда мы занимались реконструкцией Руси XIII века. Долго и тяжело шли по этому пути, было мало информации, и мы собирали всё по крупицам, старались очень серьёзно и скурпулёзно. А сейчас, в 2017 году, реконструкция переживает золотой век, когда всё вокруг доступно и свободно как никогда.
А как занялись реконструкцией второй половины XVII века?
- Любой реконструктор в какой-то момент понимает, что ему мало одной эпохи, и начиниет искать другую эпоху, в которой ему интересно. Мне, например, всегда нравилась эпоха Ренессанса, к ней плюсовалась самарская история со своим колоритом, и я тогда окунулся во всё это.
Как представлена вторая половина XVII века в культуре?
- К сожалению, о том времени почти ничего нет художественного. Литература только научная, в кинематографе почти нет представления. Из фильмов только «Слуга Государев» и «1612» и, может быть, польский фильм «Огнём и мечом», но он больше о поляках. Вот, например, «1612» с исторической точки зрения смотреть ещё можно — он передаёт колорит времени. К сожалению, это всё.
Как вы думаете, почему?
- Я думаю, тут играет такая тема, как мейнстрим. Было модно снимать кино про Великую Отечественную войну, тогда фильмов и книг делали просто огромное количество. Сейчас модно снимать фильмы про древнюю Русь, например «Викинг» и «Легенда о Коловрате». Что будет дальше, я не могу сказать, но моды на XVII век не было и не будет.
А как жили женщины в то время?
- Реконструкции XVII века — это реконструкции войны. О женщинах тут очень мало, хотя костюмы очень красивые. Но основная история XVII века — это война и очень мало быта.