Самарский логопед рассказала, как воздушный поцелуй помогает улучшить дикцию
Весной одни горожане пытаются начать новую жизнь, а другие — записывают детей в школу. И в первом, и во втором случаях люди могут столкнуться с проблемами дикции. Портал ProGorodSamara.ru встретился со старшим преподавателем кафедры логопедии факультета психологии и специального образования Самарского государственного социально-педагогического университета Аллой Горчаковой и узнал, почему так важно бороться с «кашей во рту».
- Когда говорят про логопедию, обычно подразумевают работу с детьми. Взрослым уже поздно исправлять дефекты речи?
- Заниматься исправлением речи можно в любом возрасте.
В настоящее время в структуре современной логопедии выделяют несколько областей: дошкольная, школьная логопедия, логопедия подростков и взрослых. Действительно, чаще всего логопед работает с детьми дошкольного и школьного возрастов, поскольку у них речевые нарушения встречаются чаще, до 40%. Логопед также может помочь и взрослым. Есть узкие специализации: преодоление заикания, восстановление голоса, восстановление речи в случае ее утраты при афазии. Кстати, в Самаре есть речевой центр, в котором работают по уникальной методике лечения заикания. К сожалению, у нас не очень развита логопедия для людей, потерявших голос и утративших речь.
- Среди горожан распространены логопедические проблемы?
- Часто люди в зрелом возрасте обращаются к специалисту, сознавая, что им чего-то не хватает или что-то не было доработано в детстве. Побуждают обращаться к специалисту такие ситуации как смена профессиональной деятельности, требующей повышенной речевой нагрузки, повышение в должности. Ну и, конечно, большая часть обращений — это родители, заботящиеся о речи своих детей. В настоящее время отмечается негативная тенденция: речь некоторых детей начинает развиваться позже положенного срока. В норме ребенок к году уже должен произносить как минимум 10 слов. Если к двум годам у ребенка не появляется предложение, состоящее хотя бы из 2-х слов, то это повод обратиться за консультацией к специалисту. Однако многие обращают внимание на проблемы с речью только перед школой.
- А с чем это связано? С техническим прогрессом, занятостью родителей?
- Трудно связать с компьютерами тенденцию отклонений в речи у нынешних детей в возрасте 1-2 года. В традиционной логопедии считается, что за этим стоит целый комплекс причин биологического и социально-психологического характера: неблагоприятные факторы, воздействовавшие на плод во время беременности, родов и ранний период жизни ребенка. Например, гипоксия плода или вредные привычки будущей матери, и многие другие.
- Когда бить тревогу?
- Если к году у ребенка не появляются первые слова, а к двум — предложение, то это уже тревожный звонок. Если же с речью у него все в порядке, но есть проблемы с отдельными звуками, то можно подождать до четырех лет. Часто логопеды говорят родителям детей, что нужно подождать до 5 лет, это касается только случаев нарушения звукопроизношения.
- По мнению обывателя, самые проблемные звуки это «Р» и «Л». Почему именно они?
- В становлении звукопроизносительной системы есть определенная последовательность. Первыми у ребенка появляются именно те звуки, которые функционально нужны ему для общения с окружающими людьми. Прежде всего, это губные, некоторые язычные звуки: гласные, согласные п, б, м, н, д, т. Вспомните первые слова ребенка: папа, мама, баба, дядя, тётя, няня. Звуки «Л» и «Р» формируются последними. Как считают психолингвисты, это неслучайно, ведь эти звуки не так часто нужны для передачи смысла слов, без них природа обходится четыре года. Даже, если эти звуки ребенок пропустит, мы все равно легко его поймем. Почему родители фиксируют свое внимание именно на звуке Р? Родителям кажется, что эти звуки являются маркерами взросления: если ребенок произносит звук «Р», значит, он уже готов к школе.
- Какова идеальная речь?
- Есть несколько критериев. С точки зрения оценки речи важна, прежде всего, грамматика. Человек должен правильно склонять и спрягать слова, правильно сочетать их друг с другом, выстраивать в определенную последовательность. Следующий критерий — богатый лексикон, умение точно выразить свою мысль с помощью слова. Значимым критерием является и четкая дикция, когда наши губы и язык работают с достаточной амплитудой. Для оценки дикции рекомендую обратить внимание на речь дикторов телевидения, они достаточно широко открывают рот, вытягивают губы максимально вперед, растягивают губы в улыбку. И еще один важный момент для оценки правильности речи — это ее интонационная окрашенность.
- Возможно, ли взрослому человеку поставить речь, как у диктора?
- Если есть такое желание, то возможно это сделать и в достаточно зрелом возрасте. Логопед поможет развить дыхательную мускулатуру, мышцы гортани и органов артикуляции. Нужно настроиться, что результат можно будет заметить примерно через три месяца таких занятий.
- Логопедические проблемы можно решить хирургическим вмешательством?
- Спектр таких операций разнообразен. Например, у ребенка укороченная подъязычная связка. В этом случае у него возникнут затруднения с произношением звуков, которые требуют подъема языка вверх. Тогда логопед рекомендует проконсультироваться у стоматолога, решить проблему с помощью хирургического вмешательства. Это самый простой случай. К сожалению, есть такие операции, когда требуется удаление гортани. Как правило, это встречается у взрослых. Позже логопеду во время реабилитации приходится формировать новый способ голосоведения.
- Какие бы вы дали практические советы самарцам, которые хотят улучшить свою дикцию?
- Ежедневно выполнять самые элементарные артикуляционные упражнения такие, как чередование улыбка и вытягивания губ вперед «трубочкой», открывание и закрывание рта, «цокание» языком. Поможет и произношение скороговорок. А во всем остальном лучше обращаться к специалисту, чтобы разобраться в каждом конкретном случае. Кстати, на базе нашего факультета при СГСПУ студенты-старшекурсники проводят индивидуальные логопедические занятия с детьми. Обратиться к нам могут подростки и взрослые.