Самарский мастер-инструктор по выживанию рассказал, как есть червя и спастись от хулиганов
- Это тот, кто может обучать и готовить инструкторов. Инструктор — тот, кто подготовку даёт обычным людям. У инструкторов есть определённые разграничения — 1-я, 2-я и 3-я категории. 1-й разряд — выживание в простых условиях, простых лесах. 2-й — когда спектр больше, но не обязательно это тайга. 3-й — ещё более сложный. Ну и в заключении мастер-инструктор.
- Если говорить о тех, что в черте города, то даже не знаю. В нашем самарском лесу дебил выживет. Там всё есть. Помните, мальчика в тайге недавно искали волонтёры, полиция? 5 дней, кажется, искали. В тайге ребёнок жил, ел траву. Его сильно комары заели, но он выжил. Маленький, 5-летний мальчик. Умирал, но выжил. Самое главное — голова. Человек проигрывает бои, сражения, умирает — в голове в первую очередь. Если ты умер в голове, то ты умер наяву. Тебя уже ничего не спасёт. Знаете, есть такая поговорка: «Человека, который хочет болеть, нельзя вылечить». Здесь тоже самое.
- Я вырос в военных городах. Родился в Белоруссии, потом уехал в Германию, потом Забайкалье и так далее. Первый раз с забайкальским волком столкнулся в возрасте 7 лет! Не как эти «профи» городские, которые азов нахватаются с книжек, пенёк себе возьмут, пропилы вертикальные бензопилой сделают, костёр на нем разведут, жарят и думают, что они инструктора по выживанию. Я хочу всё время им задать вопрос один и тот же: «Ребят, это всё, конечно, правильно и так проще, но скажи-ка мне, где у тебя бензопила окажется, когда ты пойдешь в лес?» Поэтому считаю, что у многих это дешёвые понты.
А школа выживаемости дает тебе действительно серьезную подготовку на высочайшем уровне, просто не хочется очередным фанатиком становиться.
Но когда ты проходишь квалификационные курсы, после такого экзамена происходит полная переоценка ценностей. Понимаешь, что жук-олень не просто красивый, но ещё и вкусный.
- Тут обучающий момент играет важную роль. Лучший солдат — это живой солдат. Выжить должен ты и твоё подразделение.
- Нет, всё находишь сам. Выкинули и всё.
- Грубо говоря, есть можно всё. Практически. Если совсем ничего нету, можно корой питаться, можно листочками питаться. В сыром виде. А так, самое первое — желуди, грибы. Грибы лучше выбирать такие, у которых задняя поверхность пористая. Как правило, в 98-ми процентах случаев это съедобные грибы. А если поверхность не пористая, то здесь уже опасно. Ложные опята, например, их же не каждый грибник разглядит. Но в любом случае, любой гриб можно съесть. Главное - варить много, воду менять.
Травка, молодые побеги — всё питательное. Всё природа создала для нас, чтобы мы потребляли. Но так как мы стали цивилизованные, мы это забываем.
Моя бабушка рассказывала, что во времена войны, когда люди сильно голодали, соседка из опилок деревянных оладушки делали. Жарили и ели. После революции, после раскулачивания, когда они маленькие были — 9 детей их было — одну корову оставили кривую, всех остальных забрали. Мать их стригла лужайку, молоком, водой разбавляла и варила лапшевник с этой травы. Ели. И прекрасно всё. У бабульки уже 9-й десяток идёт - она жива, здорова и всё остальное.
Есть такая поговорка: «Варварство — естественное состояние человека он от него ушёл, покрыв себя тонким налётом цивилизации, но он к нему вернётся, сорвав этот налёт.»
По сути дела, так и есть. Смотрите, наши дети сегодня — сотовые, сотовые и сотовые. Сейчас ядерного вооружения сколько у нас скопилось, террористов сколько. Бабахнули — электро-магнитная буря, и все эти сотовые вышли из строя. Дети вообще всё - они ничего не умеют. Недаром кто-то сказал, что третья мировая война будет на палках. Пользоваться нечем будет кроме них.
- Если сказать проще, то ярких старайтесь не есть. Яркость — это, как правило, определённый колер, не все они полезны. Есть, конечно, которые нормально пройдут. А есть такие, которыми можно травануться. Червяков есть можно, главное выдавить из них всю грязь. К слову, если их пожарить, они чем-то напоминают орехи.
- С ягодами опаснее. Нужно есть только те, которые вы знаете. А если уж выбора нету — ягоду, которая горчит, выплевывайте сразу.
- Достаточно. Природа у нас богатая. Волчью ягоду лучше не трогать. Все же знают, как она выглядит? Наешься и всё — долго и протяжно «крякнешь». Есть ягоды, которые вроде бы и ничёшные, сильно-то не горькие, а живот от них сведёт не по-детски. Да даже если черемухи наешься, у тебя там зацементирует всё внутри. Всё нужно дозировать. Мы уже не приспособлены.
Почему у нас сейчас нация жиреет? Посмотрите, сколько по набережной гуляет толстых людей! Потому что раньше мы всё делали руками. Раньше, чтобы в туалет сходить, надо было на улицу выходить. Чтобы умыться, надо было за водой сходить, принести и только потом умываться. Сейчас движений меньше, а мы также потребляем калорийную пищу. Грубо говоря, простая булочка — чтобы сжечь калории, которые ты получишь от этой булочки, нужно пройти 10 километров.
Сейчас мы все раз и попадём в лес. И начнем есть всё подряд, чтобы досыта было. Так вот даже от довольно-таки миролюбивых трав, растений, желудей допустим — а жареные и так, не в лесу, вкусно — если обожрешься, то плохо будет.
Изначально мы были не приспособлены, чтобы готовить. Мы всеядные животные, судя по срезу зубов, клыков. А так как мы привыкли всё варить, то от сырой еды уже не сможем нормально себя чувствовать.
Говорят: «Знайте меру, когда выпиваете». Можно же рюмочку, и нормально себя будешь чувствовать. А можно две бутылки выпить, упадёшь, обгадишься и всё. И тебя увезут. Так и с едой. Главное — знать меру.
Кто-то сказал: «И из говна мы делаем конфету, а после с гордостью её едим». Актуальная фраза. Сейчас те же дети - все знают, что вредно, но все едят это.
- Нет. Мастер-инструктор — тот, кто может выжить где угодно на острове. Знаете остров Куба у нас? Куба, Тайвань, Ямал — есть такие в Самарской области. Так вот, небольшой островок Куба находится напротив Гранного — песчанка, немножко деревьев — мастер-инструктор на нём может жить.
Средняя полоса, в холоде я могу выживать, в Тундре где-нибудь, в пустынной местности и так далее. Мастер-инструктор, куда его не кинь, везде должен выжить.
Не в последнюю очередь обучают и выживанию на улицах.
- Нельзя забывать, что самые опасные животные — это люди. Например, подойдут к вам 5 хулиганов, которые явно хотят конфликта. Как быть? Нужен же какой-то алгоритм действий. Так вот, в таком случае можно одного из них двумя пальцами ударить в угол глаза — тот, что ближе к уху. Если правильно нанести удар, то глаз выпадет. Естественно, это шокирует остальных хулиганов. Они будут стараться чем-то помочь товарищу. Пользуйтесь этим моментом и бегите. Желательно выбрать путь с препятствиями, чтобы догоняющие столкнулись с трудностями — ямы, коробки, прохожие.
Главное — холодная голова. Не нужно паниковать, бояться, суетиться. Всё нужно делать хладнокровно. Мы мужчины, у нас один гормон — тестостерон. У женщин много, поэтому они такие вспыльчивые, поэтому про тех, кто за рулём, говорят «обезьяна». Женщины, которые хладнокровны, уже не совсем женщины. Они вырабатывают в себе мужские начала.
- Нет, это не основной род деятельности. Основной — я преподаю в кадетском классе. Но я детям про эти навыки тоже рассказываю, поэтому получается, что всё-таки приносит какой-то доход. Вот мы возле горы Верблюд разбивали лагерь, жили там 4 дня. Делали костры, на них еду готовили, ходили на гору.
Правильно ходить — это тоже выживание. Ногу подвернёшь, всё — хана тебе. Простыл ты — это дополнительные сложности. Тебе нужно усиленное питание. Замёрз ты — организм тратит энергию на то, чтобы согреться. А питания у тебя нет. Ты должен думать обо всём.
Вот мы поднимались на Верблюда по одной из самых сложных троп. Там был момент, я сказал: «Все взяли, наклонились и правую руку на землю положили. Теперь ставите вторую левую руку, и таким образом, переставляя руки, пошли!» Там промежуток был метров 5, опасный. И они спокойно всё преодолели.
Ещё вспомню первый полевой выход, когда я был руководителем военно-патриотического клуба «Святогор». Мы месяцев 7 занимались всего лишь с ребятами, когда пошли в поход с другими клубами, довольно-таки титулованными. Высадились мы на Гавриловой поляне. Пошли к горе Верблюд. А как раз дождь прошёл. Там же косогоры дикие, а ещё по дождю... Мы шли в конце. Тропа уже разбитая в хлам была после этих клубов. Их руководители подходят: «Ну что, сможешь пройти?» Я говорю: «Да, пройдем конечно». Идём, идём и смотрим — то один с их команд улетел с рюкзаком, второй улетел. Мои ни разу не оступились даже! А спуск там градусов 60. Правильная ходьба очень важна.
- Важно в школе выживания помнить, что ты не один. Допустим, ты уже всё нашел, спальное место обустроил, но в то же время ты не думаешь, что своим присутствием, своим телом уже навонял в лесу. На этом месте, где обустроился. Хищник может уже вычислять тебя, наблюдать за тобой, а ты его в жизни не увидишь. Нормального хищника. В определённый момент он нападёт.
- Я, если честно, в Самаре ни разу не сталкивался с ними. Правда, с женой однажды поехали мы на Сок по Московскому шоссе. И я свернул чуть раньше. И раз-раз-раз — ни туда и ни сюда. Жена достаёт сотовый, а там интернет не ловит. Говорит: «Давай, по дороге по грунтовке езжай, чей не тайга». Я говорю: «Ну, ну». По Грунтовке выехали, заезжаем в лесопосадку, и клетка стоит, сваренная такая, и миша там косолапый сидит. Говорю: «Не тайга, да?» Думаю, этого медведя просто вывезли на площадку.
- Да, люди обращаются, бывает. Раньше была такая фирма «Парус», и я случайно со своими воспитанниками ходил в Штольни и на каменную чашу. И они приехали туда на корпоратив. Я смотрю, они тащат сырое бревно, радостные такие. Оно и сидеть низко, и для костра не годится. Думаю, может быть покроют чем-то. А они поднимаются, и я слышу разговор: «Вот, теперь костерчик-то пожжём». Я им объяснил, что ничего не разожгут они. Там же познакомился с директором этой фирмы. Сейчас он уехал в Свердловск. Они мне часто задавали вопросы, интересовались, куда лучше пойти. В настоящий момент мы общаемся по интернету. А раньше они прям спрашивали: «А как нам, что?». Я показывал, куда подняться, где лучше дрова взять. Я им несколько раз организовывал корпоративы на природе.
- Это в детстве было. Я жил в семье военного, в военном городке, в тайге, Забайкалье. Ходил во второй класс. Лет 7 мне было. Офицерам сухие пайки выдавали - тушёнку, сгущенку и так далее. Мы с ребятами приходили домой после школы, и банку тушенки возьмешь благо отец да и мать не считали и в тайгу нам же все интересно, родители на работе. Потом сидим на поляне, едим. «О, тут поляна черники», - кто-то из нас говорит - «Полезли через багульник». Я лезу и внезапно, прям нос к носу, сталкиваюсь с волком. А я ребёнок, оцепенел, забыл про всё, как дышать забыл. Единственное, что помню, глаза вот эти его. Он постоял, посмотрел на меня, фыркнул, развернулся и убежал. А я так и остался на месте. Как сквозь сон помню, что и ребята потом говорили: «Ты чё, ты чё, Женя?» А я им: «Волк, волк!» И мы как дали оттуда бегом.
Ещё в школе на мастер-инструктора получилось, что я в лесу в тайге неделю не ел толком ничего. И на деревце наткнулся, а там сова сидит. Я нашёл палку, палкой сшиб эту сову. Радостный, на костре зажарил, вкусно! А потом, когда уже всё прошло, я на охоту пошёл, думаю, дай-ка подстрелю, и она вонючая — её есть вообще нельзя. Как я её ел, сам не понимаю.
- Когда первый раз червей дождевых ели. Нам преподаватели привезли, сказали: «Давайте, пробуйте». Ещё личинку первый раз кушали, тоже впечатления неоднозначные. Неприятно было это есть.
- У меня, например, есть вечная спичка (фото сверху). Заправляется бензином и загорается. И даже когда заправка кончилась, искр много, за счёт них можно развести костёр. Я купил её где-то на выставке. То есть, необходимо что-то взять, из чего можно добыть огонь. Камень о камень — будет трудоемко. Проще палку взял. Рассредоточить дерево сухое, травы сухой набрать и путём трения. Главная ошибка — маленькую дырку делают. Нужно побольше травы, и дырку побольше в палке, чтобы был кислород. Также у нас много всего валяется в лесах, в полях. Много мусора. Можно найти пакетик, или обрывок от пакетика, и, набрав туда воду, сделать увеличительное стекло, лупу. Травку можно поджечь.
- Нужно выбирать место для ночлега такое, которое на возвышенности, на дереве. Потому что туда не доберутся хищники.
Самое главное — запастись сразу же оружием. Оружие можно сделать из всего. Нашли палку, кусок веревки. Если её нет, можно лозу любую использовать. Приматываешь к одному концу палки, можно его разделать ещё, щелочки сделать. Тут очень важно, конечно, чтобы был нож. Но если его нет, то «огонь», если найдёте консервную банку. Расщепили, в затылочек вставили пару клинышков, чтобы не вылетала. Оперение заднее сделали. Его можно сделать из чего угодно. Если нет ничего, можно раскусить палку, чтобы она треснула, вставить оперение из листочков. Оперение нужно для того, чтобы палка летела ровно.
Оружие есть — отлично. Такое даже тупое будет втыкаться. За счет скорости. А палку заточить просто, о камень можно, если нет ничего под рукой. Только желательно найти тяжелую палку.
К примеру, вышел на вас волк, хотя и шансов у неподготовленного человека мало, главное это холодная голова. Вы стоите, палку с острием раскручиваете. Нужно ждать того момента, когда он начнёт бросаться, если раньше ударишь - увернется. Если бросился, то уже нет. Лучший вариант — бросить в него палку. Потом можешь уйти с линии атаки и оглушить его той же палкой. Опасность миновала.
Кабана можно только сбить. А потом заколоть.
Вообще, в фильме «9 рота» было замечательное выражение: «Мертвые в спину не стреляют». Точно так и в природе. Могу сказать одно, что просто так животные не нападают. Ты можешь зайти на его территорию, можешь как-то его ещё потревожить.
Вспомнил байку. Один мужик купил себе охотничье оборудование, ружье — винчестер модный с ручкой из слоновой кости, костюм специальный. К мужикам подходит, говорит: «Возьмите меня на работу». Они ему: «Отстань». А он не сдаётся: «Ну пошли, пожалуйста». Согласились. Поехали на ГАЗ-66. Ездили, ездили, ну нет ничего. Приехали на поляну, разгрузились. И тут вылетает кабан, секач. А этот как раз с ружьем стоял. Ну и он без разговоров «Бах!» кабану в лобешник, там кровь, брызги, всё разлетелось. А стрелял дробью, двойкой. Она мощная. Кабан упал, лежит. Мужики как рванулись бегом к 66-му за оружием. А тот кричит: «Мужики, чё делать?» Они ему: «Яйца отрезай, мясо вонять будет». Тот подбегает к туше, своим крутым ножом отрезает. Взял, вверх поднял, кричит: «Мужики, я отрезал, что делать-то?» А они ему: «Ну теперь держи свои!» Несколько секунд проходит, и кабан вскакивает. Запомните, в лоб кабана невозможно убить, там броня, кость. Ну мужики его завали естественно. Не знаю, правда или вымысел.
- Правила простые — если ты нашёл какой-нибудь ручей, иди по нему, он впадёт в какую-нибудь речку. Дальше иди по речке, она впадает в более большую речку. Куда-то волей неволей выйдешь. Лучше всего залезть на дерево и осмотреть местность. Я знаю человека, который возле Ширяево полдня ходил туда-сюда. Нарезал круги, у нас же шаг левой, меньше, чем правой, ну и у левшей наоборот. Полдня ходил вокруг деревни, а залез бы на дерево — Ширяево бы увидел.
- Я не знаю, я не общаюсь с ними. Но они точно есть. Сталкивался с некоторыми. Молодцы, неплохо знают, неплохо ориентируются.
- Довольно-таки. Я знаю человека, который ножом запорол медведя. Не в Самаре. А медведей в зоопарке видели? Вот я не знаю, где таких маленьких берут. Миша если встанет на задние лапы, в аккурат будет под срез памятника Засекину.
- Нет, они любят культурный отдых.
- Я здесь как-то сходил на охоту в Самаре, плевался потом. Понимаете, здесь не охота. Здесь на одного зайца 15 охотников. Как он ещё от разрыва сердца не умер, сам не знает. В тайге всё по-другому. Там с мишей встретиться, как с добрым утром. А самый опасный хищник в тайге — это росомаха. Маленький медведь. Одним ударом голову тебе отстрижет не напрягаясь.
А в лес я просто отдохнуть выхожу часто, не люблю я город, да и вообще человеческие строения не естественные они какие-то. Да и ещё в обучающих целях со своими кадетами.
- За Нефтегорском, в Богатом, Жигулёвский заповедник и дальше. Там животные. Их охраняют, но они же этого не понимают.