Самарский пилот: Вертолетный спорт это не просто фигуры - петли или бочки
Недавно корреспондент Progorodsamara.ru посетил центральный спортивный клуб армии на аэродроме Кряж. Среди летчиков ЦСКА только заслуженные мастера спорта. Мы познакомились с Виктором Коротаевым, который является абсолютным чемпионом мира, трехкратным чемпионом СССР, абсолютным чемпионом всемирных воздушных игр. Экипаж с Николаем Буровым и Виктором Коротаевым считается самым первым на всемирных играх.
Давно вы занимаетесь вертолетным спортом?
С 1984 года. Что подвигло на это? Все мы здесь военные летчики, гражданских у нас нет. Волей судьбы я был оставлен после Саратовского военного училища летчиком инструктором. До сих пор не знаю, какой был отбор. Но от нашего полка мы постоянно участвовали в соревнованиях. Первое – чемпионат полка, первенство училища, шел отбор в сборную округа, в сборную вооруженных сил и сборную Советского Союза. Я сразу попал во все сборные.
Вы родились в Самаре?
Нет. Я родился на Урале. Приехал учиться в Саратовское военное училище в 1977 году. В училище раньше приезжали со всего Советского Союза. В Самаре я оказался, когда был членом сборной СССР, был чемпионом СССР и мастером спорта международного класса. На тот момент у нас была команда. А в 93-м году в Самаре открылся центральный спортивный клуб на базе военно-воздушных сил. Нас сразу же пригласили из полка для дальнейшей службы в Самару.
Фото: Центр практической подготовки студентов СГАУ
Что нужно показывать в этом спорте, чтобы быть первым?
Вертолетный спорт это не какие-то фигуры: петли или бочки. Наши вертолеты приспособлены не для этого. Я вообще считаю, что вертолету это не нужно. Вертолет должен выполнять свое предназначение – перевозить людей, грузы, стрелять, бомбить. Если есть военные задачи, то обучать молодых. Есть мирные задачи. Вертолетный спорт – это не полеты кверху колесами. Да, они летают кверху колесами, выполняют все фигуры высшего пилотажа, даже те, которые не может выполнить самолет. Есть такое задание, которое называется фристайл – выполнение фигур высшего пилотажа, но в основную программу соревнований это не входит. Главное это филигранность техники пилотирования.
Расскажите про модель вашего вертолета.
В нашем центральном спортивном клубе армии представлены вертолеты двух типов. Первый – Ми-8, который является шикарной машиной. Самая воюющая и массовая в мире. Ми-8 выполняет очень много функций. Второй – Ми-2. Машина для перевозок и невоенных задач. На него обычно не ставится никакого оружия. В военных целях с него можно проводить корректировку огня артиллерии. В основном это очень мирная машина. Она используется для обучения летного состава в армии. С Ми-8 они были созданы в одном году (1961 год) Для Ми-8 было сделано очень много модернизаций и доработок. Самый первый Ми-8 был однодвигательный. Современные Ми-8 идут уже с двумя двигателями. У него много различных модификаций. А на вертолете Ми-2 не было ни одной модернизации с 1961 года.
Фото: аэродром Кряж
Сейчас планируется очень много технических разработок. Говорят, что старая техника уже не очень хорошая, хотя я с этим не согласен. Мы мечтаем, чтобы эти разработки впервые в истории коснулись Ми-2. На него планируют поставить новые двигатели АИ-450. За счет этого у вертолета улучшатся характеристики ровно в два раза. Плюс стоимость по сравнению с иностранными моделями Белл или Робинсон будет ниже. Но вертолет Робинсон даже 66-ой модели относится к другому классу машин. Дальность его полета около 400 км, а Ми-2 может в такой комплектации летать на 1000 км. То есть это совершенно другая машина.
На фото Ми-2
Могут ли вертолеты решить транспортную проблему в городах миллионниках?
Это сейчас великая проблема. Она более менее решаема в Санкт-Петербурге и Москве. У нас недавно подписали соглашение о сотрудничестве между «Хелипортом» и центральным спортивным клубом армии. Для нас очень важно, что на нашем аэродроме будет базироваться такая компания как «Хелипорт», и со своей структурой и организацией мы можем решать такие проблемы как подготовка подрастающего поколения, обучение пилотов любителей, развитие инфраструктуры в плане перевозки людей.
Фото: Парковый комплекс истории техники им. К. Г. Сахарова в Тольятти
В преддверии 2018 года, когда будет проводиться чемпионат мира. Это будет очень интересно. Например, губернатору будет проще приехать сюда на нашу площадку и полететь в любую точку губернии без всяких проблем. Каждый сможет не только научиться здесь летать, получить свидетельство пилота, но и проявить себя в том же спорте. В настоящий момент мы испытываем затруднение, потому что мы не молодые летчики, все-таки есть возрастной ценз, а подрастающего поколения тут нет. Хотелось бы привлечь молодежь.
Фотографии автора