«Сыры» на входе в парк Гагарина: стоило ли красить их в желтый, и почему они снова белые
- Это был наш дебют. Идея появилась давно, и была наваждением несколько лет, зная, что идея простая и банальная, и возможно много кто из уличных художников хотели её реализовать, но никто так и не сделал этого. Можно назвать и стрит-арт, можно назвать паблик-арт, а можно и благоустройство города. Уже давно в простонародии скульптура носит название «Сырные ворота» , но многие задавались вопросом, почему Сырные Ворота — серого цвета? Играя с пространством города и обыгрывая его, можно не только изменить внешний вид города, но и отношение горожан к нему. В этом и есть наш посыл, - заявляли ребята в интервью «СамКульту».
Художник Андрей Сяйлев:
- То, что эти формы покрасили в «сыр» - признак того, что городское сообщество «живое». Ведь, когда представители этого сообщества ставят перед собой и решают вопросы по «улучшению» общественных территорий, а не ради своей выгоды, это явно хороший признак для общества и для города, когда городские декорации превращаются в место обитания. А перекрасили их обратно потому, что у коммунальщиков есть четкие должностные обязанности, дороги должны быть ровными, а стены чистыми. Они охранители этих декораций. Для них нет вариантов, кроме того, что эта входная группа должна быть белой каждый день. Ведь до них она была белой, и при них она тоже должна быть такой, а иначе они плохие работники. А чтобы сохранить желтый цвет, это надо чтобы Губернатор утвердил концепцию парка и дал письменное распоряжение главному архитектору или художнику, чтобы тот в свою очередь дал такое же распоряжение коммунальщикам. Это очень инертный и никому не нужный процесс.
Арт-критик, куратор Константин Зацепин:
- Честно говоря, не очень понимаю шумиху вокруг каких-то там ворот. Не думаю, что это такая уж важная тема. У нас в городе любят красить все подряд в жизнерадостные цвета - это общая тенденция для российских городов с их специфическим представлением о «прекрасном». В данном случае - редкость, когда покраска в желтый цвет была уместной и вполне остроумной. Уместность и остроумие в наших краях не приживаются, поэтому и перекрасили обратно.
Журналист Илья Круговой:
- Уже несколько дней в ленте идет базар-вокзал вокруг «сырной инсталляции». Если кто не в курсе, под покровом ночи какие-то утырки покрасили в желтый цвет элементы композиции у парка Гагарина. Они, эти элементы, видите ли, им скучными показались. И смотрю: так активно их некоторые защищают. Типа, це - культур-шмультур. А я так скажу. Этих людей (тут использовалось бранное слово) надо ловить и наказывать (нецензурная брань заменена), чтобы неповадно было. Почему? А потому что в следующий раз эти ушлепки сочтут, что скучный цвет у какого-нибудь памятника павшим воинам. В Болгарии и Чехии такое уже было. Там тоже заскучавшая хипстота решила выкрасить композиции. Так что включайте мозги прежде, чем защищать всяких полудурков с краской.
Художник Евгений Селянкин:
- Что хотелось бы сказать об этом случае с «Сырными воротами». Прецедент, конечно, получил огромную огласку со стороны самарских СМИ, что не может не радовать авторов сего творения. Ну ведь для этого же все и было сделано. Каждый, кто занимается искусством (не важно, художник ли ты, или музыкант, или поэт), творит для народа. Это своего рода крик или призыв к чему-то. И данной работой этот человек, или группа людей показали нам наглядно то, что мы видели и до этого. Так сказать, прошла визуализация наших же мыслей и слов. Ведь большинство из нас на протяжении многих лет назначили встречи у «Сырков», просили остановиться водителя маршрутки на «Телецентре со стороны сырных ворот», и еще множество случаев, когда в наших разговорах фигурировало это название. А художник просто взял и воплотил это в жизнь.
Перед тем, как написать свое мнение по поводу этого случая, я читал комментарии к этой новости на различных ресурсах в интернете, и к моему удивлению жители города позитивно и с пониманием отнеслись к выходке уличных художников. Но несмотря на лояльное мнение народа, да и мое, акт вандализма тут присутствует, к сожалению. Ведь данная архитектурная композиция является частью парка, а задача его администрации – поддерживать территорию и все что относится к ней в том виде, в котором мы привыкли ее видеть. Тем более, что эта композиция, по словам той же прессы, символизировала космическое пространство, что является частью концепции парка Юрия Гагарина.
Хочу заметить, что современное искусство, а в частности Стрит-Арт, в нашем городе развивается наравне с мировым. И это видно по многим работам, которые встречаются в наших дворах, да и вообще в пределах нашего города. К сожалению, местными ПЖРТ все это закрашивается в скучные однородные цвета, где следом же «талатливые» народные умельцы пишут корявыми буквами, что «Вика- путана», «Рэп – калл», а «Вася здесь был».
И очень жаль, что наши власти, видя, как ширится душа уличных художников, не идет им на встречу, ведь можно было эти порывы использовать на благо родного города. И тогда бы не пришлось тратить силы и финансы местных муниципальных служб.
Всем добра и позитива!