Тибетские монахи рассказали, как сделать самарцев добрее
В чём смысл строительства мандалы и последующего её разрушения?
Кхенпо Геше Кунга Цамжунг: прежде чем начать построение мандалы требуется сделать освящение места. Для этого делаются специальные ритуалы, посвящённые божествам местности, духи воды и земли. У них просят разрешение. Построение делается для того, чтобы люди в мире, России и Самаре стали счастливее, добрее и для укрепления мира на планете. Благословение от этой мандалы распространяется и на тех людей, кто ее строит и на тех, кто смотрит на строительство и на тех, кто медитирует. После полного построения мандалы ее благословляют и призывают божества. Они оставляют там божественную энергию. Разрушая ее и раздавая песок людям или развеяв его над рекой — оставляется благодать в этой местности. Песок попадающий в руки к людям дарует благословение, удачу, защиту, счастье. Попадающий в воду – улучшает урожай и почву, вызывает дожди.
Это не первый российский город, что вы посетили. Вы побывали в Сочи и Ростове-на-Дону. Какие впечатления от пребывания в этих городах? Как прошло там построение и разрушение?
Кхенпо Геше Кунга Цамжунг: очень понравились люди, организация мероприятия и процесса создания мандалы. Надеемся, что и в Самаре пройдёт всё хорошо.
Слева - Махапандит Нангял Шераб Нима Ринпоче, справа - Кхенпо Геше Кунга Цамжунг
Существует мнение, что буддистские монахи могут контролировать своё тело на более высоком уровне, чем обычные люди. Правда ли это?
Кхенпо Геше Кунга Цамжунг: наш организм состоит из внешней части – тела, и внутренней – души или сознания, как вам удобно считать. Мы знаем, что если дать лекарство больному – его тело вылечится. Но нет лекарства для избавления страданий души. Буддизм предлагает определенные методики для работы со своим сознанием, с помощью которых можно добиться гармонии тела и духа.
Есть огромное количество мифов вокруг тибетских монахов – начиная от сверхконтроля над собственным телом и заканчивая различными боевыми искусствами. Расскажите, как всё-таки проходит настоящий день буддистского монаха?
Махапандит Нангял Шераб Нима Ринпоче: в нашем монастыре (Джонанг Тактен Пунцог Чолинг - прим. ред.), мы встаём в 4:30, независимо от возраста. Далее, мы занимаемся медитацией в течении часа. Потом следует получасовой отдых. В 8:30 мы завтракаем. С 9:00 до 12:00 идут различные занятия предметы, изучающие искусство йоги, построение мандалы, игры на различных ритуальных музыкальных инструментах и, конечно же, искусство философского диспута. Далее – обед и послеобеденный отдых. Потом вновь учёба до 17:30. После - ужин и двухчасовая медитация. С 22:00 монахи в своих кельях и могут заниматься личными делами. таков, примерно, обычный день в монастыре.
Можно ли сказать, что буддизм более философия, чем религия?
Кхенпо Геше Кунга Цамжунг: существует три уровня понимания буддизма. Первый – как науки, второй – как духовной практики и третий – как определённой философии. То есть, мы рассматриваем буддизм в этих трёх контекстах.
Когда мы говорим о науке, мы рассматриваем фундамент буддизма. Существует определенный раздел буддизма, посвященный сутрам. Он делится на 5 частей: буддистская философия; учение о запредельных деяниях; учение о срединном пути; виденье мира; учение о нравственной дисциплине.
Когда мы говорим о духовной практике, мы используем тантры. Они делятся на 4 части: исполнения; применения; йога-тантры и наивысшая йога-тантры. Многие пользуются лунными календарями, например, worldluxrealty.com/node/3157.
А как становятся священнослужителем в буддизме?
Махапандит Нангял Шераб Нима Ринпоче: есть две причины. Во-первых, это наиболее эффективный способ помощи другим людям, посредством собственной духовной практики. Во-вторых, это быстрый способ достижения состоянии просветления.
Как вы считаете, какое количество посетителей в Самаре придёт понаблюдать за построением и на другие ритуалы?
Кхенпо Геше Кунга Цамжунг: хотелось бы надеяться, что это мероприятие посетит как можно больше людей, так как традиция калачакры имеет 2500-летний возраст. Кроме того, буддистское учение имеет давнюю связь с Россией. Есть надежда, что наш визит заинтересует определённую категорию людей. В Самаре уже не раз проходит построение мандалы. И, в вашем городе, насколько мне известно, есть люди, исповедующие буддизм.
Мандала
В процессе работы над мандалой монахи смогут составить гороскоп для любого человека. В нашей стране астрология очень популярна. Что это за гороскоп и как вы его будете составлять?
Махапандит Нангял Шераб Нима Ринпоче: существует 6 видов тибетской астрологии. Первый вид – астрология первоэлементов. Второй – звёздная астрология, связанная с движением звёздных тел. Третий – фэн-шуй, когда определяется, например, удобное место для построение дома. Четвёртый – астрология опыта. Пятая – китайская астрология, солярно-лунная. Шестой – символьно-численная астрология. Мы составляем гороскопы на основе первого вида тибетской астрологии. Составляется нотальная карта, позволяющая узнать кем был человек в прошлой жизни и что ждёт его в этой и следующей жизнях. Астрология первоэлементов универсальна и неважно, какого вероучения держится человек. В ней есть тема, посвященная свадьбам. Люди могут узнать, станет ли их брак гармоничным или распадётся через некоторое время из-за несовместимости. Так же, можно с помощью первоэлементов дать прогноз, какие препятствия ждут человека в жизни и как их преодолеть. Ещё одним видом является так называема «астрология плода» - можно предсказать, когда наиболее благоприятно начинать новое дело, поступить на работу и так далее, а когда этого лучше не делать. Гороскоп основывается на определенных метках на человеческом теле – родимых пятнах, родинках. Человек, найдя их, с достоверностью может получить информацию о прошлой, настоящей и будущей жизни. Можно предсказать и продолжительность жизни; сферу деятельности, в которой человек наиболее полно себя сможет реализовать; будет ли человек материально благополучен или нет.
Есть ли шанс у простого самарца стать просветлённым?
Махапандит Нангял Шераб Нима Ринпоче: люди во всём мире и в Самаре, в частности, обладают природой Будды. Если человек интересуется буддизмом и применяет практики по очищению от всего негативного, что было накоплено за многие перерождения, и копит добрые заслуги, то у него есть возможность стать просветлённым. Определённое количество благих заслуг и мысли о благе для других дают шансы на пробуждение. Мы увидели среди россиян немало людей, интересующихся этим и следующим таким принципам.
Как сделать самарцев добрее?
Махапандит Нангял Шераб Нима Ринпоче: в современном мире технологии совершенствуются быстрее ума и духа. Считаю, что буддистское учение достаточно эффективно для разума. Это учение внутреннего духа. Оно способно улучшить наше внутреннее содержимое, душу. Мы можем предложить самарцам общечеловеческие знания и методы, которые помогут им стать лучше – определенные медитации, развитие душевных качеств. У нас принято выбирать различные методики для медитации. И многим тибетцам это помогает стать добрее и лучше. Все люди одинаковые и то, что помогает нам, поможет и самарцам.
Кхенпо Геше Кунга Цамжунг: кроме того, у каждого из нас есть 24 часа в сутках. Думаю, мы можем позволить себе уделить утром и вечером немного времени для медитации. Это поможет стать человеку лучше. В течении рабочего дня люди привыкли думать о работе, погружаться в рутинные мысли. В этой круговерти наш ум не останавливается и не можем расслабиться. Именно утром и вечером мы можем окунуться во внутренне спокойствие души.
.