Согласно предписанию Росавиации, все рейсы в Египет приостановлены – за исключением пустых самолетов, которые должны вывезти сейчас находящихся в этой стране россиян. Что будет с сотнями тысяч туристов, уже оплативших путевки в Египет – и какой ущерб понесет туристический бизнес?
Сразу после заседания Совета безопасности России, которое, как заявлялось, было посвящено ходу операции ВКС в Сирии и ситуации в авиаотрасли, глава ФСБ Александр Бортников выступил с сенсационным заявлением. Он призвал приостановить полеты российской авиации в Египет до выяснения истинных причин катастрофы в небе над Синаем.
«Нам необходимо получить абсолютно объективные и подтвержденные данные о причинах катастрофы самолета, – заявил глава ФСБ. – Работа должна вестись самым тщательным образом. И столько времени, сколько нужно». Президент Владимир Путин согласился с рекомендациями антитеррористического комитета.
Остановить полеты может только Росавиация, если российские службы или МИД признают Египет небезопасной страной. К концу рабочего дня Росавиация получила официальное заявление от главы ФСБ, и ведомство начало формировать план по приостановке вылетов в Египет российскими авиакомпаниями.
Спустя пару часов «Аэрофлот» сообщил ТАСС, что уже получил предписание от Росавиации о приостановке полетов в Египет, и рейс в Каир в пятницу будет выполнен уже без пассажиров, а обратный рейс из Каира в Москву – с пассажирами. В «Когалымавиа» также подтвердили наличие распоряжения НАК об остановке вылетов во все аэропорты Египта с 20.00 московского времени 6 ноября 2015 года. Полеты разрешены только с целью вывоза пассажиров. Ростуризм, со своей стороны, создает спецштаб по организации вывоза российских туристов из Египта.
Таким образом, Россия стала очередной страной, запретившей полеты своих самолетов в Египет после катастрофы лайнера А321, унесшей жизни более чем двухсот человек.
Что ждет туристов
По данным ассоциации «Турпомощь», в Египте в настоящее время находятся около 40 тыс. российских туристов. Глава Федерального агентства по туризму Олег Сафонов сказал, что там 45 тыс. россиян, 40% – на курортах Шарм-эш-Шейха на Синайском полуострове, 60% – на курортах Хургады.
В свою очередь в Ассоциации туроператоров России (АТОР) оперативно уточнили данные от туркомпаний и выяснили, что российских туристов в Египте сейчас гораздо больше. «Больше 55 тысяч точно. Это предварительный подсчет. Есть три крупных оператора, чьих данных у нас нет. Когда мы их получим – думаю, что общее число туристов будет около 70 тыс. человек», – сообщила исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, передает ТАСС.
Учитывая предыдущий опыт России по внезапной приостановке полетов в Египет в 2011 году (во время восстания), Ломидзе предполагает, что граждан России будут возвращать с курортов Египта чартерными рейсами. Британцы, к примеру, вывозили своих граждан на военных самолетах, добавила она.
Между тем купленных турпакетов в Египет в разы больше, особенно учитывая новогодние праздники. Свыше 100 тыс. россиян имеют оплаченные туры в Египет и должны были улететь на отдых в эту страну до 20 декабря, говорит Ломидзе. По данным члена Египетской федерации туристических палат Али Гнейма, на католическое Рождество и Новый год было 250 тыс. бронирований из России в Шарм-эш-Шейхе и Хургаде.
Согласно пункту 3 статьи 781 Гражданского кодекса РФ, туроператоры должны будут вернуть туристам деньги за купленные туры, так как в этой ситуации ни одна из сторон не отвечает за возникшие обстоятельства. По закону о туризме, покупатель имеет право расторгнуть договор в таком контексте (ч. 5 ст. 10). И приостановка полетов в данном случае не признается форс-мажором. Поэтому турист должен получить всю сумму за путевку, за вычетом фактически понесенных туроператором расходов. Но эти расходы должны в обязательном порядке быть подтверждены исполнительным документом. Если турист не согласен с выплатами, то ему следует обратиться в суд, где туроператору самому придется доказывать обоснованность вычтенной суммы расходов.
Вместе с тем туроператоры не смогут сразу вернуть деньги всем туристам, причем по вполне объективным причинам, так как эти средства ушли на оплату услуг авиакомпаний, отелей и т. д.
Для крупных туроператоров ситуация может оказаться не столь катастрофической, так как у них изначально запас прочности выше и есть возможность перенаправить туристов с оплаченными турпакетами в Египет на другие направления. А вот мелкие туркомпании, которые специализируются исключительно на египетском и паре-тройке других массовых направлений, могут не выжить.
Череда банкротств может затронуть даже крупных туроператоров, если россияне в массовом порядке начнут требовать возврата средств. «Возврат сразу всех средств будет означать автоматическое банкротство туроператоров», – заявила представитель РТС Ирина Тюрина. При средней стоимости тура в Египет на неделю на одного человека в 15 тыс. рублей 350 тыс. туристов придется вернуть 5,25 млрд рублей.
Когда в 2011 году закрыли поездки в Египет на целый сезон, туристы соглашались полететь в другое место, в том числе в Турцию, или в более далекие страны с доплатой. Кроме Турции, сообщает издание
israinfo.co.il, часть спроса можно было бы перенаправить в Израиль, над чем сегодня и работают туристические агентства. Регулярные обновления новостей на сайте позволяют отслеживать актуальную общественную обстановку и уровень безопасности в стране. Также туристам предлагали отправиться на острова Средиземного моря, Марокко, на пляжный отдых в Юго-Восточную Азию и т. д.
В АТОР согласны: если авиасообщение между Россией и Египтом прекратится надолго, то это нанесет серьезный урон российской сфере туризма.
Одним из бенефициаров такой ситуации станет, конечно, Турция. Турпакеты в эту страну по стоимости находятся в одной категории с египетским направлением. Сопоставимы оба направления и по качеству предоставляемых услуг. Президент Союза турагентств Турции Башаран Улусой уже заявил, что страна рассчитывает на увеличение числа российских туристов после приостановки авиасообщения с Египтом.
Однако надо понимать, что если по цене туры в Египет и Турцию сопоставимы, то по климатическим условиям зимой Турция существенно проигрывает египетскому побережью. Остальные альтернативы теплому Красному морю зимой – это более дорогие варианты как минимум из-за стоимости более дальних авиаперелетов. Учитывая сократившиеся доходы россиян, желающих доплатить за отдых в более отдаленной теплой стране может оказаться значительно меньше, чем в 2011 году. Плюс в целом снижение выездного туризма из-за кризиса сделало туркомпании более уязвимыми. Поэтому риски банкротств туркомпаний в России сейчас оцениваются выше.
«Проблема колоссальная, она ударит по туристическому рынку с учетом того, что египетскому направлению, по существу, нет зимней альтернативы никакой», – заявил на телеканале «Россия 24» член правления Российского союза туроператоров (РТС) Георгий Мохов. По его словам, множество российских туристических компаний зарабатывают в зимний период именно на продажах туров в Египет. «Если сейчас придется возвращать деньги за уже проданные туры и не придут клиенты приобретать (поездки в Египет – прим. ред.) на Новый год, то мы можем ожидать череды банкротств», – уверен он.
Если предположить, что выяснение причин авиакатастрофы под Синаем займет не две недели, а месяцы, то на российском рынке выживут действительно сильнейшие.
Ущерб Египта серьезен
За последние дни о приостановке полетов в Египет уже заявили три страны – Ирландия, Великобритания и Нидерланды. Велика вероятность, что после решения России начнется массовый запрет на полеты в Шарм-эш-Шейх и Хургаду со стороны многих стран. В этом случае Египту может грозить экономический коллапс, так как туризм – это весомая часть дохода страны.
Решение РФ о приостановке полетов в Египет нанесет огромный ущерб сфере туризма страны, заявил агентству Sputnik член Египетской федерации туристических палат Али Гнейм.
По данным министерства туризма Египта, туристическая отрасль составляет 11,3% ВВП страны и обеспечивает более 14% доходов в казну. До разразившихся в январе 2011 года в Египте беспорядков, приведших к смене правящего режима, Египет посещали порядка 15 миллионов туристов в год. После восстания эта цифра резко упала. Однако постепенно Египет стал восстанавливать турпоток.
По итогам 2015 года египетские власти ожидали принять порядка 10 млн туристов. На конец августа эта цифра составляла 6,6 млн человек – это рост на 5% по сравнению с прошлогодними показателями. Доходы от туризма к концу 2015 года планировались на уровне 7,5–8 млрд долларов.
Остановка полетов из России и Великобритании – уже серьезный удар по египетской экономике, потому что россияне и англичане занимают два первых места по числу приезжающих в Египет туристов. На третьей позиции – Германия, которая пока не применяла каких-то запретов в отношении полетов в Шарм-эш-Шейх. Египет также пользовался спросом у туристов из Италии и Франции, но в меньшем объеме.
Из России только за первое полугодие 2015 года Египет посетило 1,8 млн туристов. Египетская федерация туристических палат оценивала поток туристов из России в этом году в 2,5 млн человек. В прошлом году в этой арабской стране отдохнуло значительно больше россиян – 3,1 млн. Из России только в Шарм-эш-Шейх каждую неделю совершается 51 рейс из разных городов.
«На российских туристов приходится 15–20% доходов Египта от туризма», – говорит Маргарита Горшенева из QB Finance. «Если турпоток в Египет вообще прекратится, то экспорт нефти и рента с Суэцкого канала, конечно, не дадут стране развалиться, но уровень жизни местного населения упадет в два–три раза. Это может вызвать социальный взрыв и беспорядки», – считает она.
Пока участники рынка и эксперты верят, что запрет на полеты в Египет будет временным и недолгим. Но если подтвердится версия с бомбой?
«Если случившееся над Синаем – дело рук террористов, то война с террором выходит на новый уровень. Поэтому очень важно выяснить причину катастрофы A321. Но ситуацию «блокады» Египта допускать тоже нельзя, да и представить такую ситуацию невозможно. К тому же это будет выглядеть как победа террора, и этого тоже не допустят. Спекуляции не нужны, сейчас всем специалистам из разных стран нужно принять посильное участие в расследовании. И в сложившейся ситуации лучше вести речь об укреплении безопасности на земле и в воздухе в регионе», – говорит первый зампредседателя Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК ОП РФ Дмитрий Чугунов, пишет
www.vz.ru..