Участки повышенной прочности
В Исаклинском районе Самарской области на участке протяженностью 27 километров сотрудники ООО «Газпром трансгаз Самара» устранили 30 дефектов, выявленных по результатам внутритрубной диагностики. В холодное время года обеспечение надежности газоснабжения приобретает особую важность, ведь потребление газа возрастает и газотранспортная система работает с максимальной нагрузкой.
Сейчас мы меняем стыки, сваренные во время ремонтов 20, 30 лет назад, а то и все 40, еще когда «северную ветку» строили, - рассказывает ведущий инженер Дмитрий Толстиков, - Многие старые стыки современным требованиям не соответствуют. Это не значит, что 40 лет назад плохо работали. В те годы критерии, по которым оценивалось качество сварных швов, были не столь строги, как сейчас, да и сам подход к контролю качества был другим. Сварные соединения контролировали выборочно. Действия времени тоже никто не отменял. Годы идут, в стыках образуются микротрещины, возникает коррозия околошовной зоны, а это снижает прочность.
На какие именно стыки следует обратить внимание, становится понятно после обследования трубопроводов методом внутритрубной диагностики. Те сварные соединения, состояние которых не соответствует нормативам, обследуют дополнительно, и техническая комиссия принимает решение по выбору методов ремонта.
В частности, в ходе ремонтных работ на газопроводе Уренгой-Петровск 15 стыков заменены «катушкой», столько же отремонтированы сваркой. В первом случае фрагмент трубы, содержащий дефектный стык, вырезают, и на его место вставляют новый, который и называют «катушкой». При ремонте сваркой замены фрагмента трубы не происходит. Используя аппарат плазменно-дуговой резки и строжки («плазму»), газорезчики удаляют старое заполнение шва, после чего сварщики «заваривают» его вновь.
По мнению опытных работников, для того, чтобы стык получился качественным, необходимо соблюдение технологии сварки и профессионализм сварщика и бригадира, который отвечает за сборку сварного соединения. Очень важно правильно расположить катушку перед началом работы. Счет буквально идет на миллиметры. Смещение кромок двух свариваемых труб не должно превышать 3 миллиметров.
Идеальный стык – это стык, сваренный строго по технологии, - делится 40-летним опытом Иван Автаев.
Работать сварщиком он начал в 1980 году на строительстве газопровода Уренгой-Петровск.
Нас тогда торопили: во времена СССР принято было то к 7 ноября объект сдать во что бы то ни стало, то «пятилетку за три года». Приходилось во имя скорости жертвовать качеством. Вот теперь исправляем «косяки», которые сделали 40 лет назад, - с улыбкой вспоминает Иван Автаев.
Сегодня за качеством сварных швов в ООО «Газпром трансгаз Самара» следит целая лаборатория. Выборочный контроль ушел в прошлое, проверке подлежит каждый стык. В арсенале три метода, которые дополняют друг друга. Сначала оценивается соответствие нормативу видимых параметров, таких, как ширина, высота усиливающего валика. Затем радиографический метод (по сути – рентген) и ультразвуковой позволяют проверить не только шов, но и околошовную зону на наличие внутренних дефектов. В среднем за год сотрудники лаборатории оценивают качество около 5500 новых стыков, сваренных в ходе ремонтных работ на различных участках трубопроводов на территории деятельности предприятия в 7 регионах России.
Справка
ООО «Газпром трансгаз Самара» работает на территории Самарской, Ульяновской, Оренбургской, Пензенской и Саратовской областей, а также республик Мордовия и Татарстан, эксплуатирует около 4500 километров газопроводов. В среднем на каждые 100 метров любого газопровода приходится 9 сварных соединений, соответственно, предприятие имеет в своем ведении свыше 400 тысяч стыков.
Уренгой-Петровск – один из трех магистральных газопроводов так называемой «Северной ветки», построенной на рубеже 70-80-х годов. По ней сибирский газ подается в европейскую часть страны. Кроме того, газопроводы «Северной ветки» входят в состав транспортных коридоров, по которым газ идет на экспорт. Поддержание в рабочем состоянии линейной части и газоперекачивающего оборудования – важнейшая задача целой группы газотранспортных предприятий, которые эксплуатируют различные участки трубопроводов.