Урбанист рассказал, откуда берутся заброшенные заводы, пивные ларьки и активисты в Самаре
Вчера, 16 ноября в Самаре на открытой лекции выступил московский урбанист Святослав Мурунов. Он рассказал о том, почему все постсоветские города развиваются по одной схеме, откуда берутся заброшенные заводы, как ведет себя власть на областном и городском уровне. Самара развивается также: руины ЗИМа, закрытый ГПЗ-4, разорившийся завод Тарасова, отсутствие диалога между бизнесом, властью и горожанами.
Урбанист собрал все в логические цепочки, и предложил свое решение многих проблем.
Мы собрали самые интересные высказывания Святослава Мурунова
Про деятельность власти
«Каждые два года меняется повестка: инновации, кластеры, брэндинг, агломерации, модернизация, импортозамещение. Если 10-летнюю программу обещаний и целей переложить на физическую реальность, становится понятно, что на самом деле генплан выполнился на 10%, социально-экономическая стратегия - не больше чем на 10%, все остальное остается. Хотя количество событий и новостей генерируется достаточно большое. Есть ощущение, что что-то растет, что-то меняется. Плюс постоянное переименование министерств, департаментов, смена систем управления или смена конкретных чиновников имитирует изменчивость системы, хотя все остается очень консервативно»
Про заброшенные заводы
«С распадом Советского Союза или производственные цепочки разрушились, или необходимость в этой продукции резко отпала. Потерялся заказчик, переструктурировалось министерство, которое этим управляло, предприятие прекратило свое существование, отпустив своих работников в свободное плавание, а само предприятие осталось таким – брошенной промзоной. Почему осталось брошенной промзоной? Потому что собственник предприятия и земли под ним – это министерство обороны. А с министерством обороны, которое принимает решения не в самом городе, а в Москве, решать вопросы о переводе земли из одного статуса в другой – практически нереально. Положительные примеры по всей стране можно по пальцам руки пересчитать»
Про развитие бизнеса
«Принцип больше бабла начинает влиять на разные городские процессы. Из-за этого во многих городах умер общественный транспорт, или почти умер, только потому, что он не выгоден с точки зрения бизнеса, а с точки зрения связанности разных районов. Именно из-за этого во многих городах не развивается малый бизнес. Потому, что малый бизнес вынужден выдавливаться в плохие районы. Он уходит во дворы, в промзоны. Что он начинает продавать? Он начинает продавать не то, что ему хочется, а то, что может принести хоть какой-то доход. Это пивной ларек, это аптека, это ломбард и «деньги в долг». Плюс 50% этого малого бизнеса в тени.
Про общественные организации
«В 90-е года мы решили встать на рельсы демократии, были приглашены ведущие мировые эксперты. Те приехали и сказали: «Кто будет представлять интересы общества?» Им ответили: «Партии»…«Вам нужны НКО». Два года ушли на понимание, что такое НКО. НКОшники претерпели изменения и метаморфозы…Общественные организации потратили ресурсы на усложнение самих себя, а не на развитие социальных институтов. То, что оставили общественникам – людям с высокой системой ценностей – это купирование социальных проблем. Это привело к тому, что они потеряли смысл существования»
Про городских активистов и их сообщества
«Городской активист – это человек, который все свое свободное время тратит на создание общественного блага, общих смыслов, общественных пространств, социальных институтов безвозмездно. Выяснилось, что неформальные городские сообщества сохранили в отличие от НКО самоорганизацию. Они существуют в мерцающем режиме, то возникают, то разрушаются, но они хотя-бы есть. На вопрос «Зачем вам это надо?», они отвечают, что хотят хорошо жить»
Про культуру
«Если посмотреть массовую культуру после 1992 года, то какие фильмы из массового проката показывали, как мы живем? В 90-е годы был всплеск рефлексивного кино: «Бригада», «Бумер», Бандитский Петербург», то есть были фильмы, которые показывали, как мы живем. Потом их становилось все меньше и меньше. Сейчас менее 1% фильмов хоть как-то рассказывают. Есть два фильма, которые более-менее показывают, как мы живем – «Левиафан» и «Дурак». «Географ глобус пропил» вышел с задержкой в 10 лет»
Цитаты:
«Все серьезные вопросы в городской думе не обсуждаются. Они носят внутрикорпоративный характер»
«Самая длинная культурная цепочка – русский мат. Вот, русский мат как инструмент культурного взаимодействия – вся страна на нем держалась. Все остальное осталось лежать в дровах»
«Есть отдельный культурный код, я его придумал. День города - сцена, шарики, салют. Про что этот праздник? Про наш город. Что наш город? Сцена, шарики, салют. Как это связано с городскими проблемами? Никак»
«Горожане – это не жители. Это не тот, кто просто живет. Это тот, кто говорит: «Я знаю, про что наш город. Я знаю, как все устроено. Я могу повлиять на этот город»