Роскомнадзор и ФСБ подготовили проекты подзаконных актов, разъясняющие, какую информацию должны будут хранить интернет-компании о своих пользователях и какие сайты будут обязаны регистрироваться в Роскомнадзоре, сообщает
vedomosti.ru.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций разработала документы о порядке уведомления службы о начале деятельности в сети и о ведении реестра блогеров и интернет-компаний, а также о взаимодействии ведомства с организатором распространения информации. Также были предложены категории сайтов, которые не должны подпадать под новые нормы, в частности, образовательные, научные ресурсы, сайты о культуре и т. п.
С 1 августа в России начнет действовать антитеррористический пакет поправок в законодательство. Сейчас по закону компании обязаны предоставлять данные о личности пользователя и его активности в сети только по решению суда.
Новые нормы обязывают интернет-компании в течение полугода хранить данные о своих пользователях и по первому требованию передавать их уполномоченным органам, которые ведут оперативно-розыскную деятельность. Правоохранительным органам нужна практически вся информация о действиях пользователя в сети. Это идентификатор пользователя (логин), все адреса электронной почты (как основной, так и той, что используется для переадресации), список всех его контактов, категории контактов (друзья, подписчики), количество и объем полученных и переданных пользователем сообщений, все изменения в аккаунте и попытки его удаления. Также передаваться будут и данные о том, когда и какие именно страницы соцсетей, интернет-форумов, блогхостингов посещают пользователи. Государство интересуют даже названия устройств, с которых выходит в интернет пользователь, и какие программы и DNS-серверы при этом использует. Спецслужбы решили, чт им необходим доступ к данным о платных услугах, которые пользователи приобретают у интернет-компаний, включая сумму и название платежной системы.
Единственным пунктом неразглашения со стороны компаний остаются личные сообщения пользователей: содержание переписки, постов, комментариев и других сообщений.
Интернет-компаниям удалось добиться, чтобы регистрация в Роскомнадзоре была добровольной. Компании могут выбрать — регистрироваться сразу или только после получения запроса от правоохранительных органов.
Избежать необходимость хранить данные будет возможно, если интернет-компания предоставит спецслужбам полный доступ к своему сервису на постоянной основе. В таком случае правоохранители должны сами собирать и хранить данные за последние шесть месяцев.