Заместитель начальника РЭО ГИБДД Самары рассказал про «блатные» номера и плюсы Интернета
- Подразделение РЭО занимается предоставлением государственных услуг гражданам. В основном оказывается два вида государственных услуг. Первое — регистрация транспортного средства и все действия, связанные с собственником, с изменением его данных: фамилии, имени, прописки. Все эти сведения вносятся в регистрационные базы данных на транспортные средства. Вторым основным направлением РЭО является предоставление государственных услуг по приему квалифицированных экзаменов на право управления транспортным средством различных категорий и выдаче или замене водительских удостоверений. Их тоже меняют — по срокам, например. Срок годности водительского удостоверения — 10 лет. Ещё бывают случаи, когда граждане утрачивают их, либо происходит порча бланков спецпродукции, и они в дальнейшем не могут использоваться. Такие люди тоже обращаются в наши подразделения.
- Да. Есть два основных вида получения государственных услуг. В обычном формате, в рамках посещения наших учреждений. По месту своего жительства можно обратиться, например. Второе — с использованием портала www.gosuslugi.ru. Хочу сказать, что у сетевого варианта есть преимущества.
Вы же понимаете, что когда прибывает живая очередь граждан, очень тяжело регулировать порядок поступления. У нас приём граждан осуществляется в 33-х окнах, а единовременно в подразделение, в пиковые моменты, людей может прибывать в несколько раз больше. Естественно, очередь будет копиться, и граждане будут ждать, поскольку на обслуживание уже прибывших ранее также тратится определенное время. Поэтому через интернет услуги не только получить возможно, но ещё и необходимо.
На сегодняшний день большая часть населения получает государственные услуги в обычном формате, посещая учреждения самостоятельно, заполняя множество документов — заявления от руки, например. Тратится много времени. Получение государственных услуг в электронном виде снимает все эти проблемы. Портал именно для этих целей и создан. Гражданину, который обращается на сайт gosuslugi.ru, разъясняется вся последовательность оказания услуг, сразу же высвечивается информация о госпошлинах, которые следует оплатить для получения государственных услуг, и самое основное — с 1 января 2017 года в налоговый кодекс внесены изменения, которые предусматривают оплату государственных пошлин со скидкой 30 %.
- Да. Гражданин заходит на gosuslugi.ru, формирует заявление в электронном виде — на выдачу водительского удостоверения, на регистрацию транспортного средства, например — и сразу на портале может увидеть необходимый перечень документов, которые нужно собрать для получения необходимой ему государственной услуги. И все его персональные данные уже вбиваются автоматически, потому что он внёс их при регистрации на портале. Электронно формируется заявление, которое мы видим, он выбирает удобное время для посещения из возможного и прибывает в этот срок, не стоит в очереди — мы его уже ждём. Сокращается документооборот бумажный, потому что, когда человек подаёт эту заявку на сайте, должностное лицо, которое обрабатывает эти заявки у нас в режиме реального времени, видит формируемое заявление. Если есть какие-то недостатки, специалист указывает их, и гражданину приходит СМС-уведомление о необходимости дополнения каких-то сведений. Либо специалист подтверждает заявку, и человеку приходит СМС о том, что его заявка обработана и ему выделена очередь на предоставление государственной услуги.
- Квалифицированный экзамен в настоящее время включает в себя три этапа, которые осуществляются в следующей последовательности: теоретический; экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством, который проходит на закрытых площадках (автодромах); третий этап включает в себя проверку навыков управления в условиях дорожного движения.
Так вот сейчас автодром у нас расположен по адресу Кирова, 73. В настоящий момент должностные лица продолжают осуществлять приём экзаменов там. Сейчас у нас в Самаре автоматизированных нет, но как появятся — будем работать.
- Однозначно. Если он будет автоматизированный, значит будут установлены специальные автоматизированные средства, фиксирующий правильность выполняемых кандидатом в водители упражнений и нарушения в автоматическом режиме. Работа в данном направлении организована для того, чтобы прием экзаменов был максимально объективен, открыт и понятен общественности. Для того, чтобы прием экзаменов был наиболее прозрачен. К тому же это позволит исключить разговоры о возможных коррупционных проявлениях.
- Есть много сотрудников, которые честно и добросовестно выполняют свои обязанности, но есть и негативные моменты. С коррупционными проявлениями борются во всех органах и организациях. Существует много подразделений, которые осуществляют надзор в том числе и за сотрудниками полиции, которые несут службу в ГИБДД, в РЭО. Вы поймите, что уголовным законодательством предусмотрена ответственность для должностных лиц за коррупционные преступления, которые они могут совершить, используя свои полномочия. Есть службы и органы, которые надзирают в этой сфере. Работа ведётся. В нашу же компетенцию входит предоставление государственных услуг по выдаче водительских удостоверений и регистрация транспортных средств. Но мы также, естественно, боремся с коррупцией, рассматриваем обращения граждан, проводим служебные проверки по всем фактам, которые становятся нам известны.
- Готовят кандидатов-водителей автошколы, которым лицензии выдают образовательные учреждения. Образовательные учреждения лицензирует министерство образования и науки. К нам люди уже поступают с документами, которые подтверждают факт получения образования, обучения управлению по той или иной категории транспортного средства. Мы уже контролируем знания и навыки, которые они получили в автошколе. Сталкиваемся, фактически, с последствиями.
- Если человеку продали транспортное средство с изменением маркировки, будет установлен факт перебития номеров этой машины и факт неправомерного завладения ею. Должностные лица РЭО обязаны это выявить и провести проверку по этому факту. Но когда человек оформляет сделку, он же всё-таки проверяет личные данные того человека, который продает автомобиль. Сейчас подразделение РЭО при регистрации транспортных средств не фиксирует факт перехода собственности. Этот факт удостоверяется юридическим договором, который совершается в простой письменной форме. Мы регистрируем транспортное средство и осуществляем его допуск к эксплуатации и участию в дорожном движении.
То есть могу посоветовать внимательнее оформлять документы, проверять паспорт продавца. Потому что заполнение паспортных данных в договоре купли-продажи — обязательный реквизит. Сверить фотографию обязательно. Потому что если он напишет ложные сведения, то кого потом искать? Человек останется наедине со своими проблемами.
- Здесь расскажу более подробно. В настоящее время в Самаре подготовку водителей транспортных средств осуществляет 41 учебная организация. За 5 месяцев 2017 года в экзаменационном отделении РЭО выдали 17098 водительских удостоверений. В том числе по заявлениям через портал gosuslugi.ru — 5610 удостоверений. Если смотреть на динамику, то, по сравнению с аналогичными показателям прошлого года, это на 15 % больше. Но нужно учитывать, что это не только первоначально выданные водительские удостоверения — их 2568 (на 36 % меньше, чем в 2016 за аналогичный период). Нельзя не брать во внимание тот факт, что идёт замена водительских удостоверений по срокам. В связи с этим динамика по выдаче самих удостоверений растёт.
- Средний процент сдачи теоретического экзамена — 75 %, 3476 кандидата. В прошлом году было 83 %. Средний процент сдачи этапа практического экзамена — 43 %. Процент сдачи практического экзамена с первого раза — 11 %. Это именно по первоначальным навыкам. Теорию, кстати, с первого раза в 2017 году сдали 50 %. Процент сдачи с первого раза этапа практического экзамена в условиях дорожного движения составляет 23 %. Получается, что кандидатам сложнее всего на автодроме.
- Такой статистики мы не ведём. Но вы, наверное, сами видите, что если раньше мы наблюдали, что транспортным средством в основном управляют мужчины, то в настоящий момент грань потихоньку начинает стираться, и автомобилями управляют как мужчины, так и женщины.
- На мой взгляд, всё зависит от подготовки. Нельзя говорить о профессиональных навыках в контексте мужчина-женщина. Они сугубо индивидуальны.
- Если говорить о статистике регистрации транспортных средств за май 2017 года, то мы увидим, что всего произведено 8512 регистрационных действий. По дням — это от 300 до 500 действий совершается ежедневно. Май просто ещё коротким выдался, было очень много выходных.
- Да, естественно. Сейчас предусмотрено сохранение регистрационных знаков за транспортным средством. Более того, скажу, что при продаже машины это позволяет сэкономить. Человек может провести замену государственного регистрационного знака и написать заявление о сохранении старого регистрационного знака за прежним владельцем транспортного средства. В течение 180 дней этот регистрационный знак будет храниться в подразделении РЭО. Владелец может прибыть в этот срок, взять его и присвоить своему новому автомобилю.
- Да, чуть раньше их выдавали, в настоящий момент — нет. Поменять можно.
- Чтобы проанализировать этот вопрос, нужно посмотреть, сколько иномарок премиум-класса ездят с обычными номерами. Считаю, что закономерности здесь никакой нет.
- Номера не продаются. В настоящий момент государственные номера присваиваются в автоматическом режиме. Формируется заявление, и в автоматическом режиме на транспортное средство распределяется номер путём случайного выбора. У нас предусмотрена только оплата государственных пошлин. Вся подробная информация есть на портале госуслуг. Там гражданин может найти все скидки и суммы.
- Затрудняюсь ответить на этот вопрос, потому что на моём автомобиле обычные номера, в которых ни одна буква и ни одна цифра не повторяются. Я не вижу в этом никакой проблемы и не ощущаю трудностей. А если говорить как должностное лицо, то разве законодательством Российской Федерации предусмотрены какие-то привилегии и льготы в зависимости от транспортных средств? Все равны перед законом — это основополагающий принцип.
- Сначала нужно выяснить, о какой ответственности идёт речь, поскольку существует несколько видов ответственности в зависимости от последствий. Административная — за правонарушение, уголовная — за преступление, а также существует гражданская — за причинение ущерба в ДТП. Если кандидат-водитель получил удостоверение, ему предоставлено право на управление транспортным средством, то, конечно, он самостоятельно несёт ответственность. Но если кандидат ещё не имеет права управления, а обучается, он управляет автомобилем в присутствии инструктора. Такие транспортные средства, как вы знаете, оборудованы дополнительными органами управления, инструктор может вмешиваться в процесс и для предотвращения ДТП принимать меры. Естественно, ответственность в этом случае может ложиться в том числе и на него. Однако здесь нужно выяснять все обстоятельства происшествия, полно и всесторонне исследовать все обстоятельства дела. Каждый случай — сугубо индивидуальный.
- На моей практике такого не было.