Замруководителя департамента туризма: В Самаре нужно развивать "водные" маршруты

Корреспондент Progorodsamara.ru встретился с заместителем руководителя Департамента культуры, туризма и молодежной политики Лейли Мифтаховой, которая рассказала о самарских автобусных турах, проекте «Туристические муниципальные автобусы» и направлениях, которые необходимо развивать в городском округе.

Проект «Туристические муниципальные автобусы», реализуется ли он сегодня в Самаре?

На постоянной основе нет. Сегодня Самара представляет в основном туристические автобусные экскурсии по определенным темам: культурно-историческое наследие, писатели Самары, «запасная столица», дипломатическая Самара, Самара космическая и Самара паломническая. Это, как правило, трех-четырех часовые экскурсии, организуемые операторами по внутреннему туризму. На рынке также представлены и специализированные «разовые» маршруты: туры, посвященные определенным датам, например, 190-летию Петра Алабина или празднованию Дня города.

В Самаре представлено столько туристических продуктов, достаточно ли их в нашем городе или существует необходимость в разработке новых?

Появление нового продукта всегда сопряжено с определенным риском, тем более в туризме, где экономические составляющие зачастую крепко связаны с психологическим фактором. Турист будет покупать только то, к чему есть интерес и мотивация, в этой связи при разработке продукта необходимо в первую очередь учитывать интересы потенциального потребителя.

Что касается новых продуктов, которые нужны Самаре, это в первую очередь создание «водных» маршрутов, обзорного тура по Волге от речного порта в сторону Жигулевских ворот и в обратном направлении. Подобные туры представлены в практически всех европейских и крупных российских центрах, которые располагаются на реках или озерах. Кстати, именно создание «водного маршрута» по Волге, Самаре и Соку стало одной из рекомендаций разработчиков Концепции развития туризма в городском округе Самара в среднесрочной перспективе.

Фото: http://www.photosight.ru/users/358641/favorite_authors_photos/?pager=2…

При создании новых туристических продуктов от какой стороны должна исходить инициатива: от частного туристического бизнеса или от властей?

Пятьдесят на пятьдесят. В Самаре представлены тематические экскурсии, которые проводятся несколько раз в год. Если взять рядового туриста и предложить экскурсию, скажем, исключительно по Безымянке или п. Прибрежный, то не каждый согласится. Большинство туристически востребованных точек все-таки находится в историческом центре. Это Ракета, Крылья, символизирующие связь с небом, старинные культовые сооружения, из которых, кстати, только 6 объектов являются таковыми. Встает вопрос - кто должен разрабатывать туристические маршруты, государство или частные компании? Государство со своей стороны рекомендует территории неисторической части города, развивая тем самым новые направления. Туристические компании, с другой стороны, открывая потенциал новых продуктов, адаптируют его под конкретного потребителя.

Фото: http://husky.forum.ru/index.php/topic,20296.0.html

По некоторым данным, лекции краеведов, которые проигрывались в муниципальных автобусах, мешали гражданам, однако другой части населения хотелось бы слушать интересные факты из истории города. Имеет ли смысл запустить «туристический» трамвай или специализированный «туристический» автобус для желающих?

Естественно эта идея витает в воздухе. Туристический автобус или трамвай дают возможность получить новую и интересную информацию. Однако, если мы сегодня посмотрим на пассажиров транспорта, то основная их масса передвигается по городу в наушниках и слушает свою музыку.

Вопрос в том, какое количество человек готово слушать и главное слышать. До запуска самого проекта необходимо понять общественное мнение. Хорошей альтернативой может стать запуск в Самаре туристического автобуса Ситибас. Будет ли он двухэтажным или обычным решать компаниям, реализующим данный проект, но что касается информационного и смыслового наполнения, здесь необходима совместная работа, для определения наиболее привлекательных туристических объектов и туристических остановок. Основные принципы останутся неизменными: регулярное движение по туристическому маршруту (каждые 2 часа), возможность выбора языка (русский и английский), определенность самого маршрута (в границах Хлебной площади, улиц Максима Горького и Волжского проспекта, Полевой, Молодогвардейской и Куйбышева).

Фото: http://777-konstantin.blogspot.ru/2012/10/tramvaj-v-parke-shevchenko.h…

Будут ли и самое главное кем востребованы Ситибасы?

В данный момент в Самаре нет столь же значимого потока туристов, которым могут похвастаться Казань или Нижний Новгород. Тем не менее, билет, приобретаемый в Ситибасе, действителен в течение 24 часов, что позволяет туристу постепенно открывать объекты район за районом. Конечно, в самом начале реализации проекта, автобус будет курсировать только в выходные дни, давая возможность гостям и жителям города по-новому взглянуть на туристическую Самару.

Возможно ли запустить тематические экскурсии не только на автобусе, но и на трамвае или даже троллейбусе?

Возможно, но для начала необходимо сделать элементарные вещи. Зачастую гости города, и в особенности иностранцы, не могут разобраться в существующей транспортной системе, маршрутах и указателях. Сегодня одним из актуальных вопросов является так называемая «дружелюбность» среды и общественного транспорта для туристов. Это и навигация, и информационные указатели, и QR-коды, и туристский информационный центр. Мы сами зачастую не знаем о всех туристических возможностях своего города. Можно встречный вопрос? Когда в Самару к вам приезжают гости, куда вы их ведете?

Фото: http://avtorai63.ru/category-avto/2

Я показала бы Ленинградку, всю набережную и вертолетную площадку. Больше не знаю, куда вести. Может быть, к ЧМ-2018 появятся новые маршруты?

Конечно, в преддверии подготовки к этому глобальному событию Самара преобразится, но встреча гостей - это не только новые отели и новые маршруты. В первую очередь, это та среда, те люди, которые принимают в своем городе туристов. Сегодня зачастую, когда обращаешься на улице к прохожим, они не могут объяснить, где находятся достопримечательности. Самарским жителям нужно открыть город в первую очередь для себя, и только потом для гостей.

Сейчас многие организовывают собственные экскурсии. Например, один самарский медиа-портал провел в старом городе ночную экскурсию с участием примерно 50 человек. Они не отбирают «туристический» хлеб?

Роль государства - создание условий для развития туризма. Должно ли оно самостоятельно разрабатывать туристические продукты? Вероятнее раскрывать основные тенденции, представлять общественное мнение и интересы туристов . Часто продукты рождаются стихийно, но это только плюс в копилку туристического направления. Важно, чтобы продуктов было как можно больше. Мы не можем продавать одно и то же, копировать уже созданное в соседних регионах. Нужны новые проекты. И правильное позиционирование. Туристические объекты должны стать более открытыми и доступными для туристов, тогда появится желание их посещать и стремление постигать новое и неизведанное.

Фото:http://aquaumniki.ru/forum/index.php?topic=1723.0

Можно ли сейчас проводить экскурсии на стрелке рек Самары и Волги, чтобы рассказывать о том, что там будет построено? Будет ли это востребовано?

Зависит от интереса туристов. Если созданный продукт актуален, может получиться востребованный экстремальный тур. Но в первую очередь необходимо обеспечить безопасность туристов, чтобы исключить экстренные ситуации.

Есть ли ценовой потолок в самарском туристическом секторе?

Все относительно. Кто-то предпочитает путешествовать в группе, по системе все включено, и для них важной составляющей является экономичность тура. Для индивидуального туриста, напротив, основным представляется уникальность и эксклюзивность выбираемого продукта. Это может быть и специализированная экскурсия по выбранным объектам или же аренда вертолета или катера. Самара сегодня может предложить широкий выбор для самых требовательных потребителей, тем не менее, нам еще предстоит сделать многое для своего преобразование в современное туристическое направление.

Фото:chronograph.livejournal.com