Как часто нужно инструктировать сотрудников по технике безопасности

Рассмотрим типы инструктажей по охране труда и частоту их проведения.

Российское законодательство настаивает, чтобы работодатели проводили инструктажи по ОТ (статья 212 ТК России, Порядок обучения, который Министерства образования и труда РФ утвердили Постановлением №1/29 от 13 января 2003 года).

Если вы работодатель и планируете объяснить персоналу правила безопасности, обязательно читайте про первичный инструктаж на oxrana-truda.

Разновидности инструктажей по ОТ

Специалисты выделяют 5 типов подобных инструктажей: вводный, целевой, внеплановый, повторный, первичный.

Это один из вариантов обучающих мероприятий по ОТ.

Вводный инструктаж необходим:

  • при принятии на работу новых сотрудников;
  • сотрудничестве с представителями других компаний;
  • работе с командированными лицами;
  • принятии стажёров, практикантов - учащихся колледжей, техникумов, университетов и т. д.

Инструктировать принимаемый персонал должен специально уполномоченный руководством сотрудник, а информацию о проведённом инструктаже записывают в соответствующий журнал.

Когда проводятся основные типы инструктажей

Первичный инструктаж - обязанность непосредственного начальника - педагога, прораба, мастера. Для него есть программы. Их разработка и утверждение выполнены в установленном ранее порядке. Проинструктировать работников нужно до того, как они начнут действовать самостоятельно, и зарегистрировать этот факт в журнале. Такое мероприятие выполняют по отношению:

  • к сотрудникам-новичкам, включая совместителей и надомных рабочих, пользующихся инвентарём, выдаваемым начальством, или покупаемым ими за собственные средства;
  • персоналу, который перевели из иного отдела организации, или с теми, кому поручены новые обязанности;
  • командированным представителям других предприятий либо практикантам.

Если сотрудники не используют, не обслуживают, не испытывают и не налаживают никакое электрическое оснащение, не хранят инструментарий или сырьевые ресурсы, материалы, то они имеют право не проходить такой инструктаж. Список лиц, подлежащих освобождению от него, составляет работодатель. Он отвечает и за его утверждение.

Повторный инструктаж нужен всем сотрудникам, которые проходили первичный. Это делается каждые полгода. Такие мероприятия выполняются по соответствующим программам. Это делает человек, непосредственно руководящий работами. Потом результаты заносятся в журнал.

Целевой инструктаж нужен, если планируется:

  • устранить последствия случившейся аварии;
  • ликвидировать разрушительные последствия землетрясений, потопов и т. д.
  • выполнить разовые работы;
  • сделать работы, требующие оформления специальных бумаг, например, наряда-допуска;
  • устроить массовое мероприятие.

Для регистрации этого вида инструктажа делается запись в журнале или наряде-допуске.

Что такое внеплановый инструктаж и почему он необходим

Первые четыре вида разъяснительных работ относятся к плановым, но иногда нужно инструктировать коллектив внепланово. Подобные меры принимаются, если:

  • начинают действовать или изменяются законодательство или нормативы, связанные с требованиями по ОТ, и инструкции в упомянутой области;
  • меняются технологии процесса, модернизируются или меняются оснащение, инструментарий, приборы и условия труда.
  • сотрудники нарушили требования ОТ, что могло привести к тяжёлым последствиям (аварии или травме);
  • этого требуют государственные контролирующие и надзирающие органы либо должностные лица;
  • в работе был перерыв (при опасности или повышенной вредности условий - более месяца, в остальных случаях - более 60 суток);
  • так решил работодатель или уполномоченное им лицо.