Как часто нужно инструктировать сотрудников по технике безопасности
Рассмотрим типы инструктажей по охране труда и частоту их проведения.
Российское законодательство настаивает, чтобы работодатели проводили инструктажи по ОТ (статья 212 ТК России, Порядок обучения, который Министерства образования и труда РФ утвердили Постановлением №1/29 от 13 января 2003 года).
Если вы работодатель и планируете объяснить персоналу правила безопасности, обязательно читайте про первичный инструктаж на oxrana-truda.
Разновидности инструктажей по ОТ
Специалисты выделяют 5 типов подобных инструктажей: вводный, целевой, внеплановый, повторный, первичный.
Это один из вариантов обучающих мероприятий по ОТ.
Вводный инструктаж необходим:
- при принятии на работу новых сотрудников;
- сотрудничестве с представителями других компаний;
- работе с командированными лицами;
- принятии стажёров, практикантов - учащихся колледжей, техникумов, университетов и т. д.
Инструктировать принимаемый персонал должен специально уполномоченный руководством сотрудник, а информацию о проведённом инструктаже записывают в соответствующий журнал.
Когда проводятся основные типы инструктажей
Первичный инструктаж - обязанность непосредственного начальника - педагога, прораба, мастера. Для него есть программы. Их разработка и утверждение выполнены в установленном ранее порядке. Проинструктировать работников нужно до того, как они начнут действовать самостоятельно, и зарегистрировать этот факт в журнале. Такое мероприятие выполняют по отношению:
- к сотрудникам-новичкам, включая совместителей и надомных рабочих, пользующихся инвентарём, выдаваемым начальством, или покупаемым ими за собственные средства;
- персоналу, который перевели из иного отдела организации, или с теми, кому поручены новые обязанности;
- командированным представителям других предприятий либо практикантам.
Если сотрудники не используют, не обслуживают, не испытывают и не налаживают никакое электрическое оснащение, не хранят инструментарий или сырьевые ресурсы, материалы, то они имеют право не проходить такой инструктаж. Список лиц, подлежащих освобождению от него, составляет работодатель. Он отвечает и за его утверждение.
Повторный инструктаж нужен всем сотрудникам, которые проходили первичный. Это делается каждые полгода. Такие мероприятия выполняются по соответствующим программам. Это делает человек, непосредственно руководящий работами. Потом результаты заносятся в журнал.
Целевой инструктаж нужен, если планируется:
- устранить последствия случившейся аварии;
- ликвидировать разрушительные последствия землетрясений, потопов и т. д.
- выполнить разовые работы;
- сделать работы, требующие оформления специальных бумаг, например, наряда-допуска;
- устроить массовое мероприятие.
Для регистрации этого вида инструктажа делается запись в журнале или наряде-допуске.
Что такое внеплановый инструктаж и почему он необходим
Первые четыре вида разъяснительных работ относятся к плановым, но иногда нужно инструктировать коллектив внепланово. Подобные меры принимаются, если:
- начинают действовать или изменяются законодательство или нормативы, связанные с требованиями по ОТ, и инструкции в упомянутой области;
- меняются технологии процесса, модернизируются или меняются оснащение, инструментарий, приборы и условия труда.
- сотрудники нарушили требования ОТ, что могло привести к тяжёлым последствиям (аварии или травме);
- этого требуют государственные контролирующие и надзирающие органы либо должностные лица;
- в работе был перерыв (при опасности или повышенной вредности условий - более месяца, в остальных случаях - более 60 суток);
- так решил работодатель или уполномоченное им лицо.